Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»/ «The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevroniya»
6 +

Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»/ «The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevroniya»

Продолжительность
4 ч 50 мин
Описание

Опера в четырех действиях
 

Cпектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.

Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто Владимира Бельского

Премьера постановки: 20 января 2001 года

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – последняя большая эпическая опера Римского-Корсакова. Само ее длинное название адресует к былинным сказаниям, к их неторопливому, поэтически образному слогу. Думается, что главные слова в этом названии – «невидимый» и «дева». В последние годы своей жизни, пришедшиеся на начало смутных времен в России, композитор много размышлял о драматической судьбе родины и уже предчувствовал новые испытания, которые ей предстояло пережить. Он писал о «душных, тревожных состояниях», беспокоивших его, и грезил о «невидимой», то есть призрачно-идеалистической, затерянной в былинно-сказочном прошлом «девственной святой Руси». В философии этой оперы (а к ней нужно относиться именно как к философскому труду) много аллюзий и подтекстов. Сам сюжет ее мифологичен и в существе своем близок к библейским притчам: это история о силе человеческой природы, одухотворенной верой. Той силе, которая побеждает бесовскую «нежить» (слова самого Римского-Корсакова) искренностью и истовостью веры. 

Не случайно поэтому половину оперного действия занимают молитвы, коллективные или потаенно-исповедальные. А весь интонационный строй «Китежа» как бы всматривается вглубь, в исконные, сакральные первоосновы «русского духа». В этот последний период своей жизни Римский-Корсаков находился на вершине творческой зрелости, но постоянно занимался обновлением своего музыкального языка. Он писал: «Я чувствую, что вступаю в какой-то новый период и что овладеваю приемом, который у меня до сих пор являлся как бы случайным…» Речь идет об особой манере вокального письма, близкой к древним крестьянским распевам, свободным от тисков западноевропейской классической гармонии. Именно в «Китеже» результаты этих поисков достигли совершенного воплощения, как в больших хоровых сценах, так и в монологах солистов.

Премьера оперы состоялась 7 февраля 1907 года в Мариинском театре и прошла с исключительным успехом, которому предшествовали полтора года напряженных репетиций. Многие идеи шестидесятитрехлетнего композитора даже молодому поколению артистов казались чересчур радикальными, и однажды, уходя с очередной репетиции, Римский-Корсаков воскликнул: «Ноги моей не будет в этом театре». Общий язык все же был найден, композитор высоко оценил плоды нелегкого совместного труда.

Впоследствии театр неоднократно обращался к «Китежу»: постановки 1910, 1918, 1958, 1994 годов и, наконец, нынешняя – 2001 года. Режиссер Дмитрий Черняков использовал некоторые элементы оформления первой постановки, например – живописные занавесы Коровина и Васнецова. Но присущий ему новаторский дух проявился и в этой работе. Уже в начале действия декорации лесной пустоши, где обитает Феврония, пленяют зрителя видеорядом удивительной, сказочной прелести. Они столь причудливы, что сразу переносят зрителя в иные временные и пространственные координаты, в смысловое поле русского эпоса. По-иному решен образ Малого Китежа – вместилища мирских сует. Он напоминает некий привокзальный буфет с его обычной нищетой и неприкаянностью. Наконец, в финале режиссер блестяще визуализировал метафору преображения человеческого духа – путь искупления грехов и вознесения из земного тлена в царство небесного света.
Враг внешний мыслится Дмитрием Черняковым как враг внутренний, укоренившийся в слабых душах, беспомощных перед соблазнами порока. Тревожные предчувствия Римского-Корсакова находят, к несчастью, свое воплощение в сегодняшней России. Поэтому грандиозный духовный труд композитора, помещенный в партитуру «Китежа», до сих пор остается актуальным и даже злободневным. О том, почему так происходит, режиссер и размышляет в своей постановке.
Владимир Раннев

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер и художник-постановщик – Дмитрий Черняков
Художники по костюмам – Ольга Лукина, Дмитрий Черняков
Художник по свету – Глеб Фильштинский
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Камиль Кутыев 
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова

Спонсор постановки Фонд Мариинского театра (Великобритания).

Спектакль идет с тремя антрактами.


Opera in four acts
 

Performed in Russian (the performance will have synchronised Russian and English supertitles).

Music by Nikolai Rimsky-Korsakov
Libretto by Vladimir Belsky, after a Russian legend

World premiere: 7 February 1907, Mariinsky Theatre
Premiere of this production: 20 January 2001

The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevronia was Rimsky-Korsakov’s last grand epic opera. Its lengthy title in itself is a reference to bylina legends and their unhurried and poetically imagistic syllables. It is believed that the most important words in the title are “invisible” and “maiden”. In the closing years of his life, which came at the start of the Time of Troubles in Russia, the composer gave a great deal of thought to the dramatic destiny of his homeland and already foresaw the new trials it would have to endure. He wrote of the “stuffy and anxious conditions” that perturbed him and had daydreams of the “invisible”, meaning the spectrally idealistic, lost in the bylina fairy-tale past of a “virginal and sacred Russia”. In the philosophy of this opera (and it should be regarded specifically as a philosophical work) there are many allusions and subtexts. The plot itself is mythological and in its essence resembles parables in the Bible: it is the story of the strength of human nature spiritualised through faith. The kind of strength that overcomes the devilish “undead” (Rimsky-Korsakov’s own words) through sincerity and earnestness of faith.

It is not by chance, therefore, that half of the opera’s plot is taken up with prayer, collective or mysteriously confessional. And the entire intonational structure of Kitezh is as if looking deep into the primordial and sacral principals of “the Russian soul”. In this later period of his life, Rimsky-Korsakov was at the peak of his creative maturity, but was constantly updating his musical language. He wrote “I feel that I am entering some new period and that I have mastered a technique which hitherto seemed to me to be something of chance...” Here he was speaking of a special manner of vocal composition, closely resembling ancient Christian chants, free of the pressures of Western European classical harmony. It is in Kitezh that the results of these endeavours were to be fully embodied, in both the large chorus scenes and in the soloists’ monologues.

The premiere of the opera took place on 7 February 1907 at the Mariinsky Theatre and proved a tremendous success, having been preceded by a year and a half of tense rehearsals. Many ideas of the sixty-three-year-old composer seemed extremely radical even to the younger generation of performers and once, leaving a rehearsal, Rimsky-Korsakov exclaimed “My legs will not step foot in this theatre again.” A common language was nevertheless found and the composer lavished praise on the fruits of their difficult joint labour.

The theatre subsequently turned to Kitezh on several occasions: there were productions in 1910, 1918, 1958, 1994 and, most recently, the current one of 2001. Stage director Dmitry Chernyakov used several elements of the designs from the first production, for example the picturesque curtains by Korovin and Vasnetsov. But the innovative spirit inherent in him also came through in this piece. Already at the outset of the plot, the sets of the forest clearing where Fevronia lives captivate the audience with the video sequence of surprising and fairy-tale-like beauty. They are so bizarre that they immediately transport the audience to other times and places, to the idealistic world of the Russian epos. The image of Little Kitezh is depicted differently – as a receptacle of worldly vanities. It brings to mind a certain station buffet with its typical poverty and restlessness. Ultimately, in the finale, the stage director brilliantly visualises the metaphor for the transformation of the human spirit – the path of the redemption of sin and the ascension from worldly decay into the kingdom of heavenly light.
Dmitry Chernyakov sees the enemy from without as the enemy from within, implanted into weak souls, helpless before the temptations of vice. Unfortunately, Rimsky-Korsakov’s anxious presentiments may well be seen in today’s Russia. That is why the composer’s grandiose spiritual work that forms the score of Kitezh even today remains current and even topical. Why this happens is something the stage director considers in his production.
Vladimir Rannev

Musical Director: Valery Gergiev
Director and Set Designer: Dmitri Tcherniakov
Costume Designers: Olga Lukina, Dmitri Tcherniakov
Lighting Designer: Gleb Filshtinsky
Lighting Adaptation for the Mariinsky II by Kamil Kutyev 
Principal Chorus Master: Andrei Petrenko
Musical Preparation: Natalia Mordashova

Sponsored by the Mariinsky Theatre Trust (UK).

Running time: 4 hours 50 minutes
The performance has three intervals.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург