Сицилийская вечерня
Опера в пяти действиях
Возрастная категория 16+
Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках).
Музыка Джузеппе Верди
Либретто Эжена Скриба и Шарля Дюверье
Итальянская версия либретто Эудженио Кайми
Мировая премьера: 13 июня 1855 года, Opera Imperial, Париж
Итальянская премьера: 25 декабря 1855 года, Театро Реджо, Парма
Премьера в России: 25 ноября 1857 года, Большой (Каменный) театр, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 17 марта 2017 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Коллекции вердиевских опер в Мариинском театре пополнилась «Сицилийской вечерней». Пять актов, тщательно прописанный исторический пейзаж, обязательный балетный дивертисмент в третьем акте – некогда популярный жанр «гранд-опера», в котором написана «Вечерня», сегодня нечасто гостит на мировых сценах.
Постановка режиссера Арно Бернара переносит действие с Сицилии XIII века в Нью-Йорк – в эпоху, знакомую по фильмам «Крестный отец» и «Однажды в Америке». Предусмотренная оригинальным либретто борьба сицилийцев против захватчиков-французов в спектакле Бернара оборачивается борьбой итальянских иммигрантов за осуществление своей американской мечты. Страна равных возможностей не встречает новых граждан с распростертыми объятиями: полиция Нью-Йорка коррумпирована настолько, что нарушение сицилийцами законов их новой родины становится неизбежным злом. Продажный комиссар Монфор и противостоящий ему беспринципный глава мафии Прочида, фанатичная мстительница Елена и влюбленный в нее максималист Арриго – все показаны в спектакле без прикрас.
Однако стоит довериться слуху, для каждого из героев Верди нашел теплые интонации, каждый из характеров представил многосложно: злодей Монфор неожиданно для слушателя открывается нежно любящим отцом, Елена, еще недавно снедаемая мыслями о вендетте, поет искрящееся радостью и южным солнцем болеро. Предусмотрел Верди и технические каверзы: ария тенора без жалости к исполнителям роли Арриго помещена композитором в четвертый акт, а столь развернутую партию баса, какую Верди предназначил Прочиде, мало в какой опере встретишь. Неудивительно, что поставить «Вечерню» в Мариинском Валерию Гергиеву предложил Ильдар Абдразаков, исполнявший партию Прочиды в туринском Театре Реджо на праздновании 150-летия независимости Италии. Остальные солисты Мариинского за освоение незнакомой партитуры взялись с азартом, результатом чего стали блестящие работы Ирины Чуриловой, Миграна Агаджаняна, Владислава Сулимского, Кирилла Жаровина, Станислава Трофимова.
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик, художник по свету – Aрно Бернар
Художник-постановщик – Камилла Дуга
Художники по костюмам – Aрно Бернар, Марианна Странска
Хореограф – Джанни Сантуччи
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Репетитор по итальянскому языку – Мария Никитина
Мариинский театр благодарит за поддержку Веронику Аткинс.
Спонсор показов премьерных постановок: Газпром.
Продолжительность спектакля: 4 часа 30 минут.
Спектакль идет с двумя антрактами.