Описание
Монография, посвящëнная Иоганну Генриху Шмельцеру, претендует на неоспоримое преимущество в ряду «среднестатистических» инструментальных программ – не только в силу исключительно яркой индивидуальности этого мастера, но и в связи с его незаслуженно малой популярностью в наши дни. Между тем, значение этой фигуры для барочной музыки поистине огромно, а наследие композитора достаточно обширно – даже если иметь в виду лишь сохранившуюся его часть. Объëмное континуо и виртуозные сольные партии, дух первозданной импровизационности, остроумия и изобретательности, тонкий баланс серьëзного и шуточного – все эти черты близки подлинно барочному мироощущению, воплощëнному в причудливых музыкальных формах.
«Иллюстративность», наметившаяся ещё в эпоху Ренессанса, в середине XVII века расцветает пышным цветом: среди нескольких десятков инструментальных сочинений Шмельцера мы встречаем немало программных названий и попыток максимально возможной детализации образов. Так, в сюите «Pastorella» присутствует пять гавотов – венгерский, штирийский, английский, баварский и французский, а также часть, озаглавленная загадочным непереводимым словосочетанием.
В сонате sopra il cu-cu Шмельцер отдаëт дань весьма популярным в это время «птичьим» пьесам, в которые включён некий звукоподражательный элемент. Австрийская пышность напоминает нам о подобных сочинениях его соотечественников – одноимённом каприччио Керля и сюите Алессандро Польетти «Il Rossignolo». Знаменитая «Школа фехтования» – пример тому, насколько безгранична была фантазия Шмельцера, блестящего скрипача, составляющего единое целое со своим инструментом.
Исполнители:
Ансамбль Владимира Шуляковского
Фёдор Шуляковский (блокфлейта)
Владимир Шуляковский (барочная скрипка)
Владимир Шуляковский мл. (барочная скрипка)
Прасковья Шуляковская (барочная виолончель)
Елена Чупахина (клавесин)
Иоганн Генрих Шмельцер (ок. 1623–1680)
В программе:
Сюита Fechtschule
Aria I
Aria II
Sarabande
Courente
Fechtschule
Bader Aria
Сюита Pastorella
Intrada
Pastorella
Hötzer seu Amener
Gavotta tedesca
Gavotta styriaca
Gavotta anglica
Gavotta bavarica
Gavotta gallica
Соната Cu-cu («Подражание кукушке») in a для флейты и basso continuo
Соната quarta из сборника Sonatae unarum fidium (1664 г.)
Трио-сонаты
«Иллюстративность», наметившаяся ещё в эпоху Ренессанса, в середине XVII века расцветает пышным цветом: среди нескольких десятков инструментальных сочинений Шмельцера мы встречаем немало программных названий и попыток максимально возможной детализации образов. Так, в сюите «Pastorella» присутствует пять гавотов – венгерский, штирийский, английский, баварский и французский, а также часть, озаглавленная загадочным непереводимым словосочетанием.
В сонате sopra il cu-cu Шмельцер отдаëт дань весьма популярным в это время «птичьим» пьесам, в которые включён некий звукоподражательный элемент. Австрийская пышность напоминает нам о подобных сочинениях его соотечественников – одноимённом каприччио Керля и сюите Алессандро Польетти «Il Rossignolo». Знаменитая «Школа фехтования» – пример тому, насколько безгранична была фантазия Шмельцера, блестящего скрипача, составляющего единое целое со своим инструментом.
Исполнители:
Ансамбль Владимира Шуляковского
Фёдор Шуляковский (блокфлейта)
Владимир Шуляковский (барочная скрипка)
Владимир Шуляковский мл. (барочная скрипка)
Прасковья Шуляковская (барочная виолончель)
Елена Чупахина (клавесин)
Иоганн Генрих Шмельцер (ок. 1623–1680)
В программе:
Сюита Fechtschule
Aria I
Aria II
Sarabande
Courente
Fechtschule
Bader Aria
Сюита Pastorella
Intrada
Pastorella
Hötzer seu Amener
Gavotta tedesca
Gavotta styriaca
Gavotta anglica
Gavotta bavarica
Gavotta gallica
Соната Cu-cu («Подражание кукушке») in a для флейты и basso continuo
Соната quarta из сборника Sonatae unarum fidium (1664 г.)
Трио-сонаты