Описание
Богатая многослойная орнаментика и изящные изобразительные элементы, драматическая мощь высказывания и сжатая внутренняя сила риторических фигур – всё это наследие барочного стиля мы без труда обнаружим в сегодняшней программе.
Взглянув на пышно орнаментированную мелодию хорала Vater unser im Himmelreich, мы сможем воочию увидеть сумму всех достижений французских органистов и клавиристов, мысливших орнаментику как естественное продолжение мелодической линии и создавших многочисленные таблицы украшений. Слушая концерты Вивальди и Вальтера, мы можем составить представление об итальянском стиле баховского времени с его господством струнной, оркестровой музыки, светского дискурса и жизнеутверждающего тона.
Универсальный тематизм Баха, позволявший ему поручать один и тот же музыкальный материал совершенно разным инструментам, – феномен, также характерный для барокко с его устойчивыми принципами построения музыкального высказывания. Знаменитая Ария из BWV 1068, в оригинале порученная солирующей скрипке с её мягким, певучим тембром, в то же время далека от идеи «мелодии широкого дыхания»: её структурированная, риторичная линия насыщена множеством мотивов, напоминающих внимательному слушателю типичные фигуры из барочной орнаментики.
Переложение ряда баховских тем, принадлежащее Видору, больше сообщает нам не столько о предмете этого посвящения, сколько о том, каким представляли себе Баха за пределами его родины на рубеже XIX–XX веков. Здесь мы можем увидеть Баха глазами композиторов позднеромантической эпохи, когда представления о структуре его музыкального языка практически полностью подчинялись концепциям романтического исполнительства: органная транскрипция, насыщенная разнообразными включениями, делает акцент на «неотмирном», легендаризированном образе композитора в глазах восторженных потомков.
Исполнитель:
Александр Новосёлов (орган, г. Кондопога)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Wir setzen uns mit Tränen nieder… Финальный хор из оратории «Страсти по Матфею», BWV 244 (в транскрипции для органа Шарля-Mари Видора)
Иоганн Готфрид Вальтер (1684–1748)
Концерт си минор, LV 133 (по Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Хоральные прелюдии:
Christ, unser Herr, zum Jordan kam, BWV 684
Wir glauben all’ an einen Gott, BWV 680
Георг Бём (1661–1733)
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich, IGB 24
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068
Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт фа минор L'inverno («Зима»), RV 297 из цикла «Времена года»
Allegro non molto
Largo
Allegro
Взглянув на пышно орнаментированную мелодию хорала Vater unser im Himmelreich, мы сможем воочию увидеть сумму всех достижений французских органистов и клавиристов, мысливших орнаментику как естественное продолжение мелодической линии и создавших многочисленные таблицы украшений. Слушая концерты Вивальди и Вальтера, мы можем составить представление об итальянском стиле баховского времени с его господством струнной, оркестровой музыки, светского дискурса и жизнеутверждающего тона.
Универсальный тематизм Баха, позволявший ему поручать один и тот же музыкальный материал совершенно разным инструментам, – феномен, также характерный для барокко с его устойчивыми принципами построения музыкального высказывания. Знаменитая Ария из BWV 1068, в оригинале порученная солирующей скрипке с её мягким, певучим тембром, в то же время далека от идеи «мелодии широкого дыхания»: её структурированная, риторичная линия насыщена множеством мотивов, напоминающих внимательному слушателю типичные фигуры из барочной орнаментики.
Переложение ряда баховских тем, принадлежащее Видору, больше сообщает нам не столько о предмете этого посвящения, сколько о том, каким представляли себе Баха за пределами его родины на рубеже XIX–XX веков. Здесь мы можем увидеть Баха глазами композиторов позднеромантической эпохи, когда представления о структуре его музыкального языка практически полностью подчинялись концепциям романтического исполнительства: органная транскрипция, насыщенная разнообразными включениями, делает акцент на «неотмирном», легендаризированном образе композитора в глазах восторженных потомков.
Исполнитель:
Александр Новосёлов (орган, г. Кондопога)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Wir setzen uns mit Tränen nieder… Финальный хор из оратории «Страсти по Матфею», BWV 244 (в транскрипции для органа Шарля-Mари Видора)
Иоганн Готфрид Вальтер (1684–1748)
Концерт си минор, LV 133 (по Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Хоральные прелюдии:
Christ, unser Herr, zum Jordan kam, BWV 684
Wir glauben all’ an einen Gott, BWV 680
Георг Бём (1661–1733)
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich, IGB 24
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068
Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт фа минор L'inverno («Зима»), RV 297 из цикла «Времена года»
Allegro non molto
Largo
Allegro