Продолжительность
2 ч 10 мин
Режиссёр
постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова
Описание

Балет Михаила Шемякина, Кирилла Симонова на музыку Петра Чайковского
Балет в двух действиях
Возрастная категория 6+

Музыка Петра Чайковского
Либретто и сценарный план Мариуса Петипа в обработке Михаила Шемякина по сказке Э.T.A. Гофмана

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Декорации, костюмы и постановка Михаила Шемякина
Хореография Кирилла Симонова
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Андрей Понизовский, Егор Карташов
Ассистент художника-постановщика – Андрей Войтенко

Премьера: 12 февраля 2001 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург

Мир этого «Щелкунчика» создан художником Михаилом Шемякиным. Шемякин не только рисовал эскизы костюмов и декораций, он придумывал образы персонажей, диктовал хореографу характер их пластики, и все причудливые превращения этой театральной сказки – плод его фантазии. В красочной фантасмагории шемякинского спектакля, населенного масками с длинными носами – не то людьми, не то мышами, подчеркивается драматизм, тревожность партитуры Чайковского. В этом балете, вдохновленном причудливыми гофмановскими фантазиями, нет места тихому семейному уюту и привычной гармонии классического танца – в предпраздничной суете на кухне орудуют крысы, пробуя сыры и колбасы, приготовленные для рождественского стола, а в лавке сластей летают мухи и пчелы. «Обстановку добротного уютного и "вкусного" бюргерского быта» художник представил с дотошностью старательного документалиста – ни одна кухонная мелочь, будь то поварешки или шумовки, гирлянды чеснока или ребра подвешенной среди утвари туши, не обделена вниманием художника. И зрителю ни на мгновение не приходится скучать – рассматривая трогательные подробности бутафории, декораций и костюмов, ребенок порадуется узнаванию знакомых предметов, а взрослый улыбнется порой неожиданному для детской сказки их использованию.
«Задача новой постановки "Щелкунчика", – говорит Шемякин, – вернуть сказке гофмановский дух с элементами гротескного юмора, странностями и перевоплощениями; соединить изобразительную часть с музыкальным драматизмом Чайковского. И в чем-то воскресить оригинальное либретто Петипа, со временем искаженное и подзабытое. Обычно плюшевые мышата в многочисленных постановках не в состоянии вызвать у современного ребенка ни страха, ни симпатии. Уже начиная с 1920-х годов, мыши были заменены на крыс (в частности, у Федора Лопухова гофмановские Мышильда и ее сын превращены в крыс), ибо их поведение и в сказке, и в балете напоминает больше поведение крыс, этих странных и загадочных существ. В своей постановке я решил их "очеловечить". Это королевская семья, крысиная аристократия, военные и простой народец». 
Ольга Макарова

Продолжительность спектакля: 2 часа 10 минут.
Спектакль идет с одним антрактом.


 

Ballet by Kirill Simonov set to music by Pyotr Tchaikovsky
Ballet in two acts
Age category 6+

Music by Pyotr Tchaikovsky
Libretto and stage plan by Marius Petipa adapted by Mihail Chemiakin after the tale by E. T. A. Hoffmann

Musical Director: Valery Gergiev
Set, costume and production design by Mihail Chemiakin
Choreography by Kirill Simonov
Lighting design: Vladimir Lukasevich
Lighting Adaptation for the Mariinsky II by Andrei Ponizovsky and Yegor Kartashov
Assistant to Mr Chemiakin: Andrei Voitenko

World premiere: 12 February 2001, Mariinsky Theatre, St Petersburg

The world of this Nutcracker was created by the designer Mihail Chemiakin. Chemiakin not only produced the sketches for the costumes and sets, he also conceived the images of the characters, dictating to the choreographer the nature of the movements, and all of the miraculous transformations in this theatrical tale are the fruits of his imagination. In the colourful phantasmagoria of Chemiakin's production, adorned with masks with long noses – neither people nor mice – the dramatism and unease of Tchaikovsky's score is enhanced. In this ballet, inspired by Hoffmann's incredible imagination, there is no room for peaceful domestic comfort or the typical harmony of classical dance – in the pre-festive chaos in the kitchen rats are discovered, tasting the cheeses and sausages that have been prepared for Christmas dinner, while flies and bees swarm around the sweet shop. The designer has presented "the circumstances of enduring, comfortable and 'tasty' bourgeois life" with the meticulousness of an eager documentary-maker – not a single detail of the kitchen, be it the perforated spoons or ladles, wreaths of garlic or ribs hanging among other carcass parts, have escaped the designer's attention. Neither is the audience left bored for a single second – when looking at the touching details of the props, sets and costumes children will be charmed with the readily recognisable everyday items, while adults will smile at their – at times – unexpected use in a children's tale.
"The task of the new production of The Nutcracker," Chemiakin says, "was to restore the spirit of Hoffmann to the tale with its elements of grotesque humour, peculiarities and transformations; to combine the graphic elements with Tchaikovsky's musical dramatism. And in a way to revive the original libretto by Petipa, which over the years had become contracted and semi-forgotten. As a rule, the velvety mice in numerous productions have been unable to instil either fear or sympathy in children today. Already in the 1920s the mice had been replaced by rats (in particular, with Fyodor Lopukhov, Hoffmann's Mouse Queen and her son were transformed into rats), as their behaviour in both the tale and the ballet more closely resembles the behaviour of rats, those strange and mysterious creatures. In my production I decided to 'humanise' them. They are a royal family, a rat aristocracy, the military and the common people." 
Olga Makarova

Running time: 2 hours 10 minutes.
The Performance has one intermission.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Афиша
Все мероприятия
Есть билеты
  • Декабрь (6 мероприятий )
  • Январь'24 (7 мероприятий )
20
Декабря
Среда
19:00
Мариинский театр Мариинский-2
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 7500 - 15000
23
Декабря
Суббота
14:00
Мариинский театр Мариинский-2
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 7500 - 15000
23
Декабря
Суббота
19:00
Мариинский театр Мариинский-2
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 9000 - 18000
26
Декабря
Вторник
19:00
Мариинский театр Мариинский-2
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 7500 - 15000
30
Декабря
Суббота
14:00
Мариинский театр Мариинский-2
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 7500 - 15000
30
Декабря
Суббота
19:00
Мариинский театр Мариинский-2
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 9000 - 18000
Показать ещё
3
Января
Среда
14:00
Мариинский театр Мариинский-2
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 7500 - 15000
3
Января
Среда
19:00
Мариинский театр Мариинский-2
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 7500 - 15000
7
Января
Воскресенье
14:00
Мариинский театр Мариинский-2
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 6000 - 12000
7
Января
Воскресенье
19:00
Мариинский театр Мариинский-2
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 4000 - 15000
10
Января
Среда
19:00
Мариинский театр Мариинский-2
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 6000 - 12000
14
Января
Воскресенье
14:00
Мариинский театр Мариинский-2
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 3200 - 12000
14
Января
Воскресенье
19:00
Мариинский театр Мариинский-2
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 3200 - 12000
Показать ещё
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург