• Описание
  • Отзывы
  • Афиша
  • Балет «Щелкунчик»/ «The Nutcracker»
    6 +

    Балет «Щелкунчик»/ «The Nutcracker»

    Октябрь - Январь Мариинский театр
    Продолжительность
    2 ч 45 мин
    Описание

    Щелкунчик
    Балет в трех действиях с эпилогом
    Возрастная категория 6+

    Музыка Петра Чайковского
    Либретто Мариуса Петипа по сказке Э.Т.А. Гофмана, в редакции Василия Вайнонена 
    Хореография Василия Вайнонена (1934)
    Художник-постановщик – Симон Вирсаладзе (1954)

    Премьера: 18 февраля 1934 года, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский), Ленинград 
    Премьера возобновления в оформлении Симона Вирсаладзе: 21 марта 1954 года, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский), Ленинград 

    Написанная по сценарному плану Мариуса Петипа для сказочного балета-феерии, впервые музыка Чайковского прозвучала в спектакле, поставленном Львом Ивановым в 1892 году. Роскошно оформленный, тот спектакль отвечал духу балетов ХIХ века – цельность сюжетной драматургии не была в числе первоочередных задач хореографа, внимание балетмейстер сосредоточил на богатстве танцевального текста. «Нет в музыке "Щелкунчика" ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец. Все кипит на сцене неумолчно тихим плеском тишайших фигур с взрывами румяного счастливого детского смеха, детских утех, упоений и секундных огорчений», – с ностальгией вспоминал критик Волынский постановку Иванова, снятую с репертуара в советской стране. Авангардные 1920-е подарили ленинградской сцене новое прочтение музыки Чайковского. В спектакле, поставленном Федором Лопуховым, не было места безмятежной гармонии классического танца. Акробатические поддержки, шпагаты и мелодекламация потеснили традиционные вариации и па-де-де. Однако пластические эксперименты и подчеркивание хореографом трагического начала партитуры Чайковского были встречены критикой настороженно. И уже в 1934-м в афише появился новый «Щелкунчик» – постановка Василия Вайнонена, дитя новой эпохи, приветствовавшей политкорректность и обоснованность танца развитием фабульного действия.
    «Сценарий "Щелкунчика" Петипа не удовлетворял меня отсутствием реалистической трактовки первого акта, прерывностью интриги и налетом сусальности (пряничные домики, наряженные в накидочки мыши и т.д.)», – писал хореограф и, отказываясь от фантастических персонажей, сочинял спектакль о девочке, которой приснились чудеса. Хореограф услышал в музыке Чайковского гармонию конфетно-карамельных детских грез и выстраивал танцевальное действие, опираясь на традиции балета ХIХ века – с развернутыми классическими ансамблями Вальса снежинок и Розового вальса, па-де-де главных персонажей и дивертисментом характерных танцев в стране Сластей. «Щелкунчик» Вайнонена создавался привычным языком классики, перипетии сюжета в нем были представлены танцевально, и его хореографическое разнообразие стало залогом долгой сценической жизни. Спектакль не сходит со сцены уже более восьмидесяти лет. Сегодня его исполняют как артисты Мариинского театра, так и студенты Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. 
    Ольга Макарова

    Продолжительность спектакля: 2 часа 45 минут.
    Спектакль идет с двумя антрактами.


    The Nutcracker
    Ballet in three acts with an epilogue
    Age category 6+

    Music by Pyotr Tchaikovsky
    Libretto by Marius Petipa based on the story by E.T.A. Hoffmann 
    Choreography by Vasily Vainonen (1934)
    Set Designer: Simon Virsaladze (1954)

    Premiere: 18 February 1934, Kirov Theatre of Opera and Ballet (Mariinsky), Leningrad
    Premiere of the revival (designed by Simon Virsaladze): 21 March 1954, Kirov Theatre of Opera and Ballet (Mariinsky), Leningrad

    Composed following the scene plan by Marius Petipa for a fairy-tale ballet féerie, Tchaikovsky's music was first performed in a production staged by Lev Ivanov in 1892. Luxuriously designed, that production answered the spirit of 19th century ballets – the integrity of the subject dramaturgy was not among the choreographer's primary tasks; the ballet master focussed his attention on the wealth of the dance text. "In the music of The Nutcracker there is not a single rhythm, not a single bar that could not flow into dance. On the stage everything seethes in an unceasingly gentle splash of the calmest of figures with explosions of rubicund and merry children's laughter, children's delights, raptures and momentary disappointments," as the critic Volynsky nostalgically recalled of Ivanov's production which was dropped from the repertoire once the country had become Soviet. The avant-garde 1920s granted the Leningrad stage a new reading of Tchaikovsky's music. In the production staged by Fyodor Lopukhov there was no room for the serene harmony of classical dance. Acrobatic lifts, the splits and melodeclamation squeezed out the traditional variations and pas de deux. And yet the plastique experiments and the choreographer's stressing of the tragic basis of Tchaikovsky's score were met with caution by the critics. And already in 1934 the playbill announced a new Nutcracker – a production by Vasily Vainonen, a child of the new age that welcomed political correctness and the grounding of the dance firmly through the development of the fairy-tale plot.
    "Petipa's scene plan for The Nutcracker did not satisfy me because of the lack of a realistic interpretation of the first act, the intermitent intrigues and the gloss of sugariness (gingerbread houses, mice dressed in little cloaks etc)," wrote the choreographer and, rejecting imaginary characters, he created a production about a girl who dreamed of miracles. In Tchaikovsky's music the choreographer heard the harmony of sweet, caramel-like children's dreams and created a dance plot referring back to the traditions of 19th century ballet – with full classical ensembles in the Waltz of the Snowflakes and the Waltz of the Flowers, the pas de deux of the lead characters and the divertissement of the character dances in the Land of Sweets. Vainonen's Nutcracker was created using the established language of classical dance, the peripeteia of the plot in it are presented through dance and its choreographic variety was to prove a guarantee for its lengthy stage life. The production has not left the stage for over eighty years. Today it is performed both by performers from the Mariinsky Theatre and students of the Vaganova Ballet Academy. 
    Olga Makarova

    Running time: 2 hours 45 minutes.
    The performance has two intervals.

    0 отзывов
    Оставить отзыв
    Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
    Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
    Афиша
    Все мероприятия
    Есть билеты
    • Октябрь (1 мероприятие )
    • Январь'2020 (2 мероприятия )
    27
    Октября
    Воскресенье
    19:30
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 6400 - 12000
    Показать ещё
    11
    Января
    Суббота
    13:00
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 4800 - 9000
    11
    Января
    Суббота
    19:00
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 6400 - 12000
    Показать ещё
    Выберите для продолжения оформления заказа
    Выберите город Санкт-Петербург