В программе прозвучат сочинения европейских композиторов XIX – первой половины XX века, творчество которых частично или полностью связано с романтизмом.
В 1861 году Рихард Вагнер написал пьесу для фортепиано «У чёрных лебедей», которая будет представлена в версии для скрипки и струнного оркестра. Обращение к жанру фортепианной миниатюры, в целом для Вагнера не характерное, в данном случае примечательно своей символикой. Если белый лебедь, образ которого находит претворение в одной из лучших опер композитора – «Лоэнгрин», является олицетворением света и духовной чистоты, то черный становится полной противоположностью и эмблемой смерти.
Арнольд Шёнберг вошел в историю музыки как основоположник Новой венской школы. В программе прозвучат два редко исполняемых произведения, которые относятся к раннему творческому этапу композитора: Ноктюрн для струнных и арфы и «Просветлённая ночь». Подлинный шедевр Шёнберга — «Просветлённая ночь», — программой которого послужило стихотворение Рихарда Демеля, создан в 1899 году для струнного секстета, а после инструментован самим композитором для струнного оркестра.
В последней опере Рихарда Штрауса «Каприччио», премьера которой состоялась в Мюнхене в 1942 году, композитор обращается к одной из значительных тем искусства, в разные века неоднократно становившейся предметом дискуссий. Что в опере важнее — музыка или стихи? И, хотя композитор не дает однозначного ответа, размышления о данной проблематике, облаченные в изысканный сюжет сценического действа, позволяют еще раз обратиться к этому, пожалуй, риторическому вопросу.
В программе прозвучит вступление к опере «Каприччио», музыка которого с развернутой скрипичной партией как будто отсылает слушателей к XVIII столетию с животрепещущим творческим спором Глюка, выступающего за первенство литературы, и Моцарта, выступающего за неоспоримое главенство музыки.
В 1901–1903 годах Густав Малер работал над созданием пяти песен для голоса в сопровождение оркестра на стихи Фридриха Рюккерта, поэзия которого была ему близка. В программе прозвучит вторая миниатюра «О нет, за красоту ты не люби меня», представленная в транскрипции для скрипки с оркестром.
Адажиетто, написанное для струнных и арфы, является четвертой, предпоследней частью Пятой симфонии Малера и периодически исполняется как самостоятельное произведение. Этот симфонический шедевр был чрезвычайно дорог композитору не только как творческое достижение, но и как признание в любви Альме Шиндлер, впоследствии ставшей его супругой.
Премьерное исполнение сочинения Sospiri для струнных, арфы и органа британского композитора Эдуарда Элгара состоялось в августе 1914 года. Название, которое с итальянского переводится как «вздохи», возможно, является отсылкой к известному мосту Вздохов в Венеции — ведь произведение первоначально задумано композитором как продолжение лирической линии прелестной пьесы «Салют любви», созданной им ранее.
ПРОГРАММА:
Р. Вагнер. Прилет черных лебедей (1861), WWV 95
А. Шёнберг. Просветленная ночь (1899, REV. 1943), ор. 4
Р. Штраус. Вступление к опере «Каприччио» (1940-1941), op. 85
Г. Малер. Песня из вокального цикла на стихи Рюккерта (1902)
Г. Малер. Adagietto из симфонии № 5 до-диез минор (1902)
Э. Элгар. Sospiri для струнных, арфы и органа (1914)
Струнная группа и арфа
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Сергей Стадлер
Продолжительность — 2 отделения с антрактом