Сергей Стадлер. Музыка немецких композиторов
6 +

Сергей Стадлер. Музыка немецких композиторов

Продолжительность
2 ч 00 мин
Описание

 

В программе прозвучат сочинения европейских композиторов XIX – первой половины XX века, творчество которых частично или полностью связано с романтизмом.

В 1861 году Рихард Вагнер написал пьесу для фортепиано «У чёрных лебедей», которая будет представлена в версии для скрипки и струнного оркестра. Обращение к жанру фортепианной миниатюры, в целом для Вагнера не характерное, в данном случае примечательно своей символикой. Если белый лебедь, образ которого находит претворение в одной из лучших опер композитора – «Лоэнгрин», является олицетворением света и духовной чистоты, то черный становится полной противоположностью и эмблемой смерти.

Арнольд Шёнберг вошел в историю музыки как основоположник Новой венской школы. В программе прозвучат два редко исполняемых произведения, которые относятся к раннему творческому этапу композитора: Ноктюрн для струнных и арфы и «Просветлённая ночь». Подлинный шедевр Шёнберга — «Просветлённая ночь», — программой которого послужило стихотворение Рихарда Демеля, создан в 1899 году для струнного секстета, а после инструментован самим композитором для струнного оркестра.

В последней опере Рихарда Штрауса «Каприччио», премьера которой состоялась в Мюнхене в 1942 году, композитор обращается к одной из значительных тем искусства, в разные века неоднократно становившейся предметом дискуссий. Что в опере важнее — музыка или стихи? И, хотя композитор не дает однозначного ответа, размышления о данной проблематике, облаченные в изысканный сюжет сценического действа, позволяют еще раз обратиться к этому, пожалуй, риторическому вопросу.

В программе прозвучит вступление к опере «Каприччио», музыка которого с развернутой скрипичной партией как будто отсылает слушателей к XVIII столетию с животрепещущим творческим спором Глюка, выступающего за первенство литературы, и Моцарта, выступающего за неоспоримое главенство музыки.

В 1901–1903 годах Густав Малер работал над созданием пяти песен для голоса в сопровождение оркестра на стихи Фридриха Рюккерта, поэзия которого была ему близка. В программе прозвучит вторая миниатюра «О нет, за красоту ты не люби меня», представленная в транскрипции для скрипки с оркестром.

Адажиетто, написанное для струнных и арфы, является четвертой, предпоследней частью Пятой симфонии Малера и периодически исполняется как самостоятельное произведение. Этот симфонический шедевр был чрезвычайно дорог композитору не только как творческое достижение, но и как признание в любви Альме Шиндлер, впоследствии ставшей его супругой.

Премьерное исполнение сочинения Sospiri для струнных, арфы и органа британского композитора Эдуарда Элгара состоялось в августе 1914 года. Название, которое с итальянского переводится как «вздохи», возможно, является отсылкой к известному мосту Вздохов в Венеции — ведь произведение первоначально задумано композитором как продолжение лирической линии прелестной пьесы «Салют любви», созданной им ранее.

ПРОГРАММА:

Р. Вагнер. Прилет черных лебедей (1861), WWV 95

А. Шёнберг. Просветленная ночь (1899, REV. 1943), ор. 4

Р. Штраус. Вступление к опере «Каприччио» (1940-1941), op. 85

Г. Малер. Песня из вокального цикла на стихи Рюккерта (1902)

Г. Малер. Adagietto из симфонии № 5 до-диез минор (1902)

Э. Элгар. Sospiri для струнных, арфы и органа (1914)

Струнная группа и арфа

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Сергей Стадлер

Продолжительность — 2 отделения с антрактом

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург