Только один российский император, одинокий, непонятый современниками, чужак в собственной стране, заложник междоусобиц, мог быть назван Русским Гамлетом — Павел I. Его трагедия была в том, что он был просто человеком, желающим жить и любить, и не слишком стремился, да и не особо умел управлять государством. В своем балете «Русский Гамлет» Борис Эйфман исследует как раз природу личности этого странного для своей эпохи царя. Балетмейстер нарочито оставляет в стороне политические интриги, заговоры, придворные перевороты. Перед нами — молодой человек, которого не любила даже собственная мать. Человек, не сумевший вынести тяжкую ношу короны, а главное, не сумевший быть столь же жестоким и хитрым, как его соперники. Обо всем этом посредством прекрасной музыки и неклассической хореографии узнают зрители, купившие билеты на балет Б.Эйфмана «Русский Гамлет».
Первая премьера балета «Русский Гамлет» была представлена российской публике еще в 90х. Но с тех пор многое, и в том числе осмысление личности Павла I, кардинально изменилось, люди стали более начитанными и широко мыслящими. Ведь именно Павел провел ряд кардинальных реформ, улучшил положение крестьян и серьезно ограничил вольницу дворянства. Именно он был удостоен звания Магистра Мальтийского ордена и даже выстроил для своих рыцарей Приоратский дворец в Гатчине.
По сей день не умолкают споры — был ли Павел I тираном и самодуром, или же он был рыцарем печального образа, заложником обстоятельств и пленником собственных идеалов? Борис Эйфман оставляет в тени все домыслы и рассуждения, сосредотачиваясь на одинокой, всеми покинутой и ненавидимой фигуре Павла, справедливо проводя параллели с шекспировским Принцем Датским. Трагическая судьба и смерть — вокруг этих составляющих складывается причудливое действие балета «Русский Гамлет» в Александринском текатре, билеты на который уже можно купить в кассах ДТЗК или заказать по номеру 380-80-50. Сегодня, через 18 лет после премьеры, можно по-новому оценить эту странную историю, красиво рассказанную языком танца.