Описание
Художники эпохи барокко стремились к одной цели – воздействовать на зрителя или слушателя, чтобы произвести на него впечатление, донести какую-либо мысль. Для музыкантов главным инструментом воплощения этого было искусство музыкальной риторики и связанная с ней система аффектов. Музыка воспринималась как универсальный язык, который строился в соответствии с грамматическими правилами, аналогично человеческой речи. Творчество Иоганна Себастьяна Баха – яркий тому пример.
В органном наследии композитора жанры прелюдии и фуги и хоральной обработки были ведущими. Прелюдия и фуга до мажор выделяется жизнерадостным характером, компактностью и лаконичностью высказывания. Токкату, adagio и фугу до мажор, наоборот, можно назвать «звуковым собором». Двухчастный цикл «вступление и фуга» Бах расширяет до трёхчастной структуры, идентичной форме итальянского концерта: быстрым токкате и фуге контрастирует медленная середина. Педальные соло в токкате сравнимы с монологами – ораторскими высказываниями от первого лица.
Хоральные обработки из «Органной книжечки» Баха отличаются своей камерностью. Вместе с тем эти миниатюры очень глубоки по содержанию и наполнены музыкально-поэтической выразительностью.
«18 Лейпцигских хоралов» выделяются своими масштабами и насыщенным полифоническим развитием. Обработку «Schmücke dich, o liebe Seele» Бах трактует как инструментальную арию с сопровождением: мелодия хорала подвергается обильному «колорированию»: появляются многочисленные распевы, украшения, которые стирают мелодический контур напева. Музыка при этом полна спокойствия, умиротворения и повествует о вечной красоте человеческой жизни.
Исполнитель:
Юлия Глазкова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue), BWV 572
Две хоральные прелюдии из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»):
Das alte Jahr vergangen ist, BWV 614
Puer natus in Bethlehem, BWV 603
Пастораль фа мажор, BWV 590
Alla Siciliana
Allemande
Aria
Alla Gigue
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 531
Хоральная прелюдия Schmücke dich o liebe Seele, BWV 654 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»
Токката, adagio и фуга до мажор, BWV 564
В органном наследии композитора жанры прелюдии и фуги и хоральной обработки были ведущими. Прелюдия и фуга до мажор выделяется жизнерадостным характером, компактностью и лаконичностью высказывания. Токкату, adagio и фугу до мажор, наоборот, можно назвать «звуковым собором». Двухчастный цикл «вступление и фуга» Бах расширяет до трёхчастной структуры, идентичной форме итальянского концерта: быстрым токкате и фуге контрастирует медленная середина. Педальные соло в токкате сравнимы с монологами – ораторскими высказываниями от первого лица.
Хоральные обработки из «Органной книжечки» Баха отличаются своей камерностью. Вместе с тем эти миниатюры очень глубоки по содержанию и наполнены музыкально-поэтической выразительностью.
«18 Лейпцигских хоралов» выделяются своими масштабами и насыщенным полифоническим развитием. Обработку «Schmücke dich, o liebe Seele» Бах трактует как инструментальную арию с сопровождением: мелодия хорала подвергается обильному «колорированию»: появляются многочисленные распевы, украшения, которые стирают мелодический контур напева. Музыка при этом полна спокойствия, умиротворения и повествует о вечной красоте человеческой жизни.
Исполнитель:
Юлия Глазкова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue), BWV 572
Две хоральные прелюдии из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»):
Das alte Jahr vergangen ist, BWV 614
Puer natus in Bethlehem, BWV 603
Пастораль фа мажор, BWV 590
Alla Siciliana
Allemande
Aria
Alla Gigue
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 531
Хоральная прелюдия Schmücke dich o liebe Seele, BWV 654 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»
Токката, adagio и фуга до мажор, BWV 564