Концерт старинной музыки «Рождение барокко» (Международный день старинной музыки)
6 +

Концерт старинной музыки «Рождение барокко» (Международный день старинной музыки)

Описание

Условной датой рождения барокко считается 1600 год – новая эпоха родилась вместе с веком, провозгласив новые эстетические взгляды в новом, только что созданном и, по сути, экспериментальном жанре – опере. Представляя развитие музыкальной истории в таком несколько упрощённом духе, мы порою не задумываемся о том, какой колоссальный путь должна была пройти музыка предыдущего исторического периода, чтобы создать должный бэкграунд для этого судьбоносного события (и в принципе сделать таковое возможным). Программа, приуроченная к Международному дню старинной музыки, посвящена именно этому временному отрезку – периоду, когда композиторы позднего Ренессанса открывали новые идеи и формы, предвосхищающие новую эпоху.

Основополагающим жанром этого времени становится мадригал – многоголосное, преимущественно светское, вокальное произведение, отличающееся фигурным письмом и детальной иллюстрацией каждого слова. По мере развития мадригала, исторически восходящего к началу Ренессанса, это внимание к слову значительно усиливалось, а эмоциональная насыщенность музыки возрастала – чтобы к концу XVI века превратиться в так называемый «взволнованный стиль» (stile concitato), связываемый, в первую очередь, с именем Клаудио Монтеверди. В это же время появляются инструментальные переложения мадригалов (интабуляции), доступные для исполнения на клавесине – и внесшие немалый вклад в трактовку этого инструмента как сольного. Такие инструментальные варианты, как правило, оснащались диминуциями – развëрнутыми мелодическими версиями, предполагающими более мелкие длительности, чем линия первоисточника; как правило, диминуции импровизировались исполнителем. Этот принцип насквозь пронизывает всю инструментальную музыку раннего барокко, распространяясь на многие жанры и, в некотором роде, открывая ключ к пониманию инструментальной мелодики своего времени.

Исполнители:
Ансамбль Владимира Шуляковского
Виктория Евтодьева (сопрано)
Владимир Шуляковский мл (барочная скрипка)
Фёдор Шуляковский (блокфлейта, флейта траверсо)
Елена Чупахина (клавесин)
Прасковья Шуляковская (барочная виолончель)

В программе:
Якоб Аркадельт (1507–1568)
Мадригал Voi sapete ch'io v'amo (интабуляция и диминуции Е.Чупахина)

Джованни Паоло Чима (1570–1622)
Трио-соната ре минор

Чиприано де Роре (ок.1516–1565)
Мадригал Ancor che col partire (диминуции В.Шуляковский)

Дарио Кастелло (1602–1631)
Sonata Decima à 3. Due Soprani è Fagotto overo Viola из сборника Sonate concertate in stil moderno, libro secondo

Джованни Пандольфи (1624–ок.1687)
Соната для скрипки Biancuccia

Джованни Буонаменте (1595–1642)
Соната Sopra la Ruggiero

Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Партита Sopra l'Aria di Follia

Дарио Кастелло
Sonata Quarta à due Soprani из сборника Sonate concertate in stil moderno, libro secondo
Джованни Габриэли (1557–1612)
Ричеркар для виолончели соло

Клаудио Монтеверди (1567–1643)
Мореска

Андреа Фальконьери (1585–1656)
Чаконна

Клаудио Монтеверди
Quel sguardo sdegnosetto

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург