В программе: Россини. Маленькая торжественная месса
Исполнители:
Певческая капелла Санкт-Петербурга
Дирижер – Эдуард Кротман
Солисты: Ольга Осипченкова (сопрано), Александра Сомова (меццо–сопрано), Олег Трофимов (тенор), Станислав Белавин (бас)
Партия органа – Юрий Семенов
Партия фортепиано – Алексей Вяхирев
27 декабря в исполнении Певческой капеллы Санкт-Петербурга прозвучит Маленькая торжественная месса Джоаккино Россини, одно из самых сложных и монументальных сочинений композитора. Дирижер – Эдуард Кротман, художественный руководитель Хора Санкт-Петербургского университета, в 2000-2004 годы – художественный руководитель Камерного хора Смольного собора. Маэстро выступал с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром Министерства обороны России, Санкт-Петербургским государственным академическим оркестром, оркестром «Классика», Губернаторским оркестром Санкт-Петербурга, оркестром капеллы «Таврическая» и другими коллективами.
Маленькая торжественная месса – позднее произведение Россини, написанное им в 1863 году, спустя более чем 20 лет после предыдущей крупной работы Stabat mater и почти 35 лет спустя после завершения оперной карьеры. Оригинальная версия написана Россини для камерного состава: для 12 певцов (согласно ремарке композитора, по числу апостолов), из них 8 хористов и 4 вокалиста. На полях партитуры Россини указал: «Маленькая торжественная месса для четырех вокальных партий с аккомпанементом двух фортепиано и гармониума» (т.е. фисгармонии). Премьера состоялась 14 марта 1864 года во дворце друга композитора – графа Пийе-Уилл, дирижировал сам автор. Свое произведение он посвятил жене графа – Луизе.
В 1866-1867 годах Россини оркестровал свою мессу, по его признанию, из опасений, что это сделают за него другие не в соответствии с его собственным вкусом. Этот оркестровый вариант прозвучал вскоре после смерти Россини, 28 февраля 1869 года, в Итальянском театре в Париже. В наше время исполняются как первая, так и вторая редакции.
На последнем листе партитуры композитор написал: «Боже, вот и закончена эта бедная маленькая месса. Что сотворил я: священную музыку или дьявольскую? Я был рожден для оперы-буффа, Ты это хорошо знаешь. Немного учености, немного сердца, вот и все, что в ней есть. Будь же благословен и уготовь мне рай».