Балет «Ромео и Джульетта»/ «Romeo and Juliet»
6 +

Балет «Ромео и Джульетта»/ «Romeo and Juliet»

Продолжительность
3 ч 30 мин
Описание

Балет в трех действиях, тринадцати картинах
Возрастная категория 6+

Музыка Сергея Прокофьева
Либретто Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева, Сергея Радлова, Леонида Лавровского по трагедии Уильяма Шекспира
Хореография Леонида Лавровского
Художник – Петр Вильямс

Адаптация света на сцене Мариинского-2: Андрей Понизовский, Егор Карташов
Мировая премьера: 11 января 1940 года, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский), Ленинград

Балета «Ромео и Джульетта» могло и не быть. В 1934 году Прокофьев обсуждал возможность постановки в Ленинграде «Игрока» и «Огненного ангела». Тогда Адриан Пиотровский (директор «Ленфильма» и консультант ГАТОБа) выдвинул идею новой оперы и среди прочих сюжетов предложил трагедию Шекспира. Замысел «Ромео» как балета окончательно оформился к маю 1935-го.

Вторым крестным отцом этого спектакля стал Сергей Радлов. Соавтор сценария, он предложил радикальные переделки Шекспира, самая фантастическая из них – счастливая развязка.
Летом 1935-го создается партитура. За это время расстраивается постановка в ГАТОБе, инициативу перехватывает Большой театр. Для веронских влюбленных начинается бурное время: провал первого публичного прослушивания (4 октября 1935 года), переделка финала согласно Шекспиру, исполнение двух симфонических сюит из балета (сезон 1936–1937), новый контракт с ГАТОБом (теперь носящим имя Кирова), и только 11 января 1940 года – премьера спектакля.

Между тем 30 декабря 1938 года прошла премьера «Ромео» в чехословацком Брно – справочные издания числят ее мировой. Известно, что это был одноактный балет, в нем использовались лишь избранные номера (возможно, музыка двух сюит). Целиком партитура впервые прозвучала именно в Ленинграде. Здесь постановку доверили Леониду Лавровскому. Хореограф дотошно изучил веронские хроники, средневековые романы и описания старинных танцев. Главным выразительным средством он избрал драматически яркий танец-пантомиму. Присягая на верность духу Шекспира, Лавровский потребовал изъять из либретто все радикализмы, а также дописать несколько номеров и усилить оркестровку. Прокофьев сопротивлялся переделкам даже после премьеры.
Оформлял спектакль Петр Вильямс, один из лучших театральных художников эпохи. Италия Вильямса произвольно сочетала разнородные приметы Ренессанса: на веронской площади виднелся купол флорентийской Санта-Мария дель Фьоре, в эскизах костюмов угадывались портреты Боттичелли и Кранаха Старшего. Верона словно переехала на широту Ленинграда: многие рецензенты отмечали сдержанный, отнюдь не южный колорит постановки.

Первый состав исполнителей вошел в легенду, и прежде всего Галина Уланова. Полуарабеск Улановой – Джульетты стал символом недосказанности в эпоху молчания и подтекста, ее бег – волевым порывом к свободе.
Балет Лавровского и Вильямса – одно из лучших творений советского балета и редкий для театральных сочинений Прокофьева случай, когда первая постановка стала канонической. В 1946 году спектакль переехал в Большой театр вместе с Джульеттой – Улановой. В 1956 году он произвел фурор на гастролях москвичей в Лондоне и стал отправной точкой для важнейших зарубежных версий ХХ века: Аштона, Макмиллана, Нуреева, Ноймайера. В Ленинграде же спектакль возобновляли в 1975, 1983 и 1991 годах. В 2012-м его записали на DVD. Он до сих пор собирает полные залы, и трудно поверить, что музыку «Ромео» когда-то считали антибалетной, а накануне премьеры готовились к провалу.
Богдан Королёк

Спектакль идет с двумя антрактами.


Ballet in three acts (thirteen scenes)
Age category 6+

Music by Sergei Prokofiev
Libretto by Andrian Piotrovsky, Sergei Prokofiev, Sergei Radlov and Leonid Lavrovsky, based on the tragedy by William Shakespeare
Choreography by Leonid Lavrovsky
Set and costume design by Pyotr Williams

Lighting Adaptation for the Mariinsky II by Andrei Ponizovsky and Yegor Kartashov

World premiere: 11 January 1940, Kirov Theatre of Opera and Ballet (Mariinsky), Leningrad

The ballet Romeo and Juliet might never have been. In 1934 Prokofiev discussed the possibility of staging The Gambler and The Fiery Angel in Leningrad. At the time, Andrian Piotrovsky (the director of the Leningrad studios and a consultant for the GATOB) forwarded the idea of a new opera and, among other plots, he suggested Shakespeare’s tragedy. The idea for Romeo as a ballet finally took shape in May 1935.
The second “godfather” of this production was Sergei Radlov. A co-writer of the scene plan, he proposed radical re-workings of Shakespeare, the most fantastical of which involved a happy ending. In the summer of 1935 the score was completed. During this time the GATOB production fell through and the idea was taken up by the Bolshoi Theatre. A stormy time began for the lovers of Verona: the failure of the first public performance (4 October 1935), the reworking of the finale in line with Shakespeare, the performance of two symphony suites from the ballet (1936-1937 season), a new contract with the GATOB (then known as the Kirov Theatre) and only on 11 January 1938 did the premiere of Romeo take place.
Apropos, the premiere of Romeo took place in the Czech city of Brno – encyclopaedias list this as the world premiere. It is known that this was a one-act ballet which featured only selected excerpts (possibly the music of the two suites). It was in Leningrad that the score was heard in its entirety for the first time.
Here the production was entrusted to Leonid Lavrovsky. The choreographer made a meticulous study of Veronese archives, medieval novels and descriptions of early dances. For his principal expressive means he chose dramatically vivid pantomime dance. Swearing allegiance to the spirit of Shakespeare, Lavrovsky demanded the removal of all radical elements from the libretto in addition to expanding several parts and augmenting the orchestration. Prokofiev resisted the changes even after the premiere.
The production was designed by Pyotr Williams, one of the finest theatre designers of the age. Williams’ Italy arbitrarily combined heterogeneous elements of the Renaissance: on the squares of Verona there was the cupola of Santa Maria del Fiore and in the costume sketches one could find traces of portraits by Botticelli and Cranach the Elder. Verona literally moved to the expanses of Leningrad: many columnists noted the restrained and not remotely southern flavour of the production.
The first cast was to be legendary – first and foremost the legendary Galina Ulanova. Ulanova’s arabesque as Juliet became a symbol of understatement in an era of silence and subtext, and when she ran across the stage it was a desperate flight for freedom.
Lavrovsky and Williams’ ballet is one of the finest creations in Soviet ballet and a rare case for Prokofiev’s works where the first version proved canonical. In 1946 the production was staged at the Bolshoi Theatre with Ulanova as Juliet. In 1956 it created a furore in London during a tour by the Moscow company and became a starting point for international 20th century versions – by Ashton, MacMillan, Nureyev and Neumeier. In 2012 it was released on DVD. To this day it has packed auditoriums, and it is hard to believe that the music of Romeo was once considered “anti-ballet” and that on the eve of the premiere they were expecting a failure.
Bogdan Korolyok

Running time: 3 hours 30 minutes.
The performance has two intervals.

Важная информация :

Администрация Театра оставляет за собой право вносить изменения в состав исполнителей спектаклей Театра без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актерском составе не являются основанием для возврата билета
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург