Концерт органной музыки «Размышления о вечном»
6 +

Концерт органной музыки «Размышления о вечном»

Актёры/Исполнители
Кристина Ротаева (орган, г. Петрозаводск)
Описание
Две знаменитые северонемецкие чаконы – авторства Дитриха Букстехуде и Иоганна Пахельбеля – погружают слушателя в атмосферу философского раздумья. Жанр, изначально возникший на юге, зародившийся в уличной музыке и впитавший соответствующие жизнеутверждающие, развлекательные коннотации, обрëл на новой почве невиданную строгость, серьëзность и драматизм. Первоначальная идея вариаций на гармонический квадрат превратилась в вариации на неизменный бас (basso ostinato), который, в свою очередь, "линеаризировался", зачастую отграничиваясь от фактуры за счëт вынесения в педаль, и становился в полном смысле фундаментом всего сочинения. "Родная" для чаконы спонтанность построения формы уступает здесь место целенаправленному движению к логической кульминации, создаваемому, как правило, за счёт постепенного "сгущения" фактуры.

Иные средства для выражения той же идеи мы встречаем в BWV 539 и ми-минорной прелюдии Николауса Брунса. Постоянное кадансирование, склонность к "закруглению" повторяющихся мотивов, характерные для большинства сочинений Брунса и существенно отличающие его наследие от современников, зачастую ассоциируются с личным мироощущением композитора, его интуитивным предчувствием ранней кончины. Фуга BWV 539 – одно из немногочисленных баховских сочинений, где эксплуатируется схожий принцип построения. Примечательно, что прелюдия, предшествующая ей, отличается исключительной краткостью и простотой (таким образом, центром тяжести сочинения безраздельно становится фуга); стоит также заметить, что к материалу фуги Бах обращался не единожды – её можно встретить в скрипичной и лютневой версии.

Adagio Ремо Джадзотто родилось как некое пацифистское высказывание своего времени. Его "рыдающие" интонации, будучи с музыкальной точки зрения весьма вольной фантазией на барочную тематику, сложились у автора под впечатлением рукописей, уничтоженных во время Второй мировой войны. В первом издании Джадзотто указывал якобы существующую отправную точку в виде некоего отрывка из сочинения Альбинони, обнаруженного на руинах Дрезденской библиотеки, однако последующие исследования доказали, что искомого манускрипта никогда не существовало – автор сочинил Adagio сам, подарив миру, возможно, одну из самых этических значимых страниц популярной музыки, символическое значение которой в чём-то превышает художественное.

Исполнитель:
Кристина Ротаева (орган, г. Петрозаводск)

В программе:
Иоганн Пахельбель (1653–1706)

Чакона фа минор

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ре минор, BWV 539
Хоральная прелюдия Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659

Николаус Брунс (1665–1697)
Прелюдия in e («Большая»)

Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Чакона in e, BuxWV 160

Ремо Джадзотто  (1910–1998)
Адажио соль минор (в переложении для органа)

Готтфред Мэттисон-Хансен (1832–1909)
Фантазия на датскую церковную песню, op.33

Бьярне Слëгедаль (1927–2014)
Вариации на норвежскую народную тему
1. Koral
2. Song
3. Fløyteljod 'The sound of the flute'
4. Langeleik
5. Frygde Song

Узо Зайферт (1852–1912)
Фантазия на тему Sollt ich meinem Gott nicht singen
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург