Концерт старинной музыки «Птичий концерт»
6 +

Концерт старинной музыки «Птичий концерт»

Описание

Одним из основных принципов барочной музыки было стремление к изобразительности. Риторический музыкальный язык, обладающий значительным ресурсом изобразительных возможностей, открывал путь к тому, чтобы создавать в музыке зримые картины, призванные восхищать слушателя своим сходством с действительностью. Тематика птичьего пения была благодатной почвой для такого письма; можно предположить, что композиторов привлекала своеобразная игра между узнаваемостью и внешней «осмысленностью» птичьих «высказываний» и их «нерукотворностью», на деле существующей вне какой-либо человеческой музыкальной логики.

В числе величайших «музыкальных рисовальщиков» был Жан-Филипп Рамо – большой мастер характеристических пьес, в которых сполна раскрылся его талант (в отличие от более абстрактных форм, располагающих к большему психологизму); именно они со временем стали наиболее популярной частью его клавирного наследия. К «птичьим» образам композитор обращался как минимум дважды – в пьесах «Курица» и «Перекличка птиц», последняя из которых прозвучит в сегодняшнем концерте.

Наиболее подходящим инструментом для воплощения птичьих трелей часто оказывалась скрипка или флейта. Концерт Вивальди Il gardellino («Щегол») – одно из самых известных «птичьих» сочинений мастера, но далеко не единственное: в концерте La Primavera, насыщенном изобразительными моментами, среди прочих присутствует ремарка Canto de gl’ Ucelli («Пение жаворонков»). Не менее живописен шестичастный концерт La Notte, в котором композитор обращается к фантастическим, «сновидческим» образам.

Кульминация звукописи – знаменитая Sonata Representativa Бибера для скрипки соло (1669), в которой с помощью разнообразных технических эффектов на грани возможностей инструмента изображается целый «зверинец». Для Бибера, обладавшего тонким чувством юмора (век спустя столь же талантливым в этом отношении окажется Йозеф Гайдн), эта соната была не первым обращением к такого рода письму – но определëнно наиболее выдающимся.

Исполнители:
Ансамбль старинной музыки Una Volta
Мария Изотова (блокфлейты),
Павел Фильченко (скрипка),
Антон Горностай (альт),
Александра Веткина (орган, клавесин)

В программе:
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Концерт фа мажор «Кукушка и соловей» для органа с оркестром, HWV 295

Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644–1704)
Соната Representativa

Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт ре мажор "Il gardellino" для блокфлейты и оркестра , RV 428
Концерт ми мажор "La primavera" для скрипки, струнных и basso continuo, RV 269
Концерт соль минор для блокфлейты и оркестра "La Notte", RV 439

Жан-Филипп Рамо (1683–1764)
Le rappel des oiseaux из сюиты ми минор, RCT2 (из сборника Pièces de clavecin avec une méthode)

Якоб ван Эйк (1590–1657)
Фантазия для блокфлейты «Ангельский соловей»

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург