Опера «Пиковая дама»/ «The Queen of Spades»
12 +

Опера «Пиковая дама»/ «The Queen of Spades»

Продолжительность
3 ч 55 мин
Описание

Опера в трех действиях
Возрастная категория 12+

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.

Музыка Петра Чайковского
Либретто Модеста Чайковского по повести Александра Пушкина

А я вам скажу, что любовь отнюдь не самая сильная из страстей. Страх – вот сильнейшая страсть человека. Играйте страхом, если вы хотите испытать острейшее наслаждение в жизни.

Роберт Луис Стивенсон. Клуб самоубийц

Опера «Пиковая дама» – это захватывающий музыкально-психологический триллер, отлитый по знаменитой троичной формуле «тройка – семерка – туз», 3 – 7 – 1. Все три ее действия, все семь ее картин пронизаны единой темой, мучившей Чайковского всю жизнь, – темой абсолютного зла, являющего себя как фатум и всепобедительная смерть. Герои оперы испытывают страх – и одновременно вызывают его друг у друга: «Какой он страшный», – говорит о Германе престарелая Графиня, которую, в свою очередь, картежник Чекалинский называет «страшилищем». В либретто, написанном братом композитора Модестом по ироничной светской повести Пушкина, слово «страшно» повторяется десятки раз. Вместе со страхом глубокому художественному осмыслению подвергнуты сопряженные с ним и созвучные ему категории: странность, страсть и страдание. Пограничное расстройство Германа прогрессирует до стадии необратимого безумия, личность распадается под действием маниакальной страсти, идеи фикс, обсессивного желания узнать тайну карт, постичь закономерность рока и тем самым переиграть его. Когда Герман и Графиня в оцепенении смотрят друг на друга, вспоминается знаменитый афоризм Ницше про бездну, в которую опасно всматриваться, ибо она тоже смотрит на тебя, завораживает и уничтожает. От падения в бездну может спасти только любовь: «Смерть, я не хочу тебя!» – отбивается Герман от своего наваждения, втягивая сущего ангела, Лизу, в борьбу с внутренними демонами. Но силы неравны, Лиза, как и Герман, идет по пути саморазрушения, у нее тоже есть идея фикс – пожертвовать всю себя возлюбленному, слиться с ним в сострадании («Печалюсь вашей я печалью и плачу вашею слезой»), стать его супругой-рабой. На этом пути ее ничто не остановит: «Кто б ни был ты, я все­-таки твоя!» Гигантскую амплитуду переживаний героев – от фрустрации до эйфории, от экстаза до отчаяния – передает гениальная музыка, написанная, по признанию Чайковского, «с самозабвением и наслаждением» всего за сорок четыре дня. «Пиковая дама» – драматургически безукоризненная опера-симфония, сочетающая позднеромантическую сверхэмоциональность, сочные жанровые картины и ностальгическую стилизацию музыки эпохи рококо.

Триумфальная мировая премьера предпоследней оперы Чайковского состоялась в Мариинском театре в 1890 году. Ныне в театре идет спектакль Алексея Степанюка, поставленный в 2015 году на новой сцене. Он пронизан атмосферой призрачного и величественного северного города. Сценографические лейтмотивы обыгрывают хрестоматийные приметы Петербурга: колонны, скульптуры, гранитный шар. Со строгой графикой декораций контрастируют роскошные костюмы. Из пушкинского текста постановщики заимствовали наполеоновский мотив, представив Германа как человека с безудержными амбициями, гордеца «с профилем Наполеона и душой Мефистофеля». Пытаясь компенсировать свое одиночество властью и богатством, Герман нарушает фундаментальный нравственный закон, сформулированный его современником, философом Кантом: всегда относиться к человеку как к цели, и никогда – как к средству. И все же последнее видение умирающего героя – не инфернальная Пиковая дама, а «небесное создание» – Лиза. Жизнь-игра окончена, и только проиграв всё, Герман обретает мир. Христина Батюшина

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник-постановщик – Александр Орлов
Художник по костюмам – Ирина Чередникова
Художник по свету – Александр Сиваев
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Хореограф – Илья Устьянцев

Мировая премьера: 7 декабря 1890 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 27 мая 2015 года, Мариинский-2

Спектакль идет с двумя антрактами.


Opera in three acts
Age category 12+

The performance will have synchronised Russian and English supertitles.

Music by Pyotr Tchaikovsky
Libretto by Modest Tchaikovsky, after the novel by Alexander Pushkin

World premiere: 19 December 1890, Mariinsky Theatre, St Petersburg
Premiere of this production: 27 May 2015, Mariinsky-2, St Petersburg

Alexei Stepanyuk, Production Director:
«The article by Boris Asafiev about The Queen of Spades begins, in my opinion, with that which is most important: “There is a strange Russian city. There one can only dream of light... When spring comes, it may appear, it delights no-one more than the populace of this imperious city. Shy, meek and tender, as it emerges it senses its brief existence... The White Nights that follow spring are also infused with grief. This strange and refracted light tires one, draws one, allures one, and when the sun rises people are in no state to rejoice and be glad in it – they are already exhausted by the process itself of being attracted to light...”
The Queen of Spades is not about cards or gambling. You can’t stage this opera by rejecting Pushkin’s magnificent story. In its plot – wonderful and even detective-like – there is nothing in common with the monumental tragic quality of Tchaikovsky’s music. Pyotr Tchaikovsky wrote of himself – of his fate, of his destiny, of his desire to be like others and his right to be different... About fear and passion, rooted in one and the same. All three characters – Hermann, the Countess and Liza – are infected by the same virus, they are drawn by what is fearsome...
This opera is about attitudes to death, about how death can be a release, how it can be beautiful, noble and redemptive... Perhaps the Countess was waiting for Hermann! In the fourth scene she becomes younger before our very eyes... As with Akhmatova, “This beauty is very young, but not from our century, we are not to be together, that one – the third – will never leave us.” That is death itself.
The plot of Tchaikovsky’s The Queen of Spades is filled with St Petersburg mythology which is hard to embody on the stage. I am delighted to be working with Alexander Orlov and Irina Cherednikova, designers with tremendous intuition. They are creating metaphorical and beautiful sets and luxuriant costumes. The architectural leitmotif of St Petersburg comes with the columns, there are a great many, they depict various configurations, there are black on top of gold... They act as shading, light-absorbing tulle curtains and when the action unfolds behind them everything takes on a spectral character, just like during the white nights...»

Musical Director: Valery Gergiev 
Stage Director: Alexei Stepanyuk
Set Designer: Alexander Orlov
Costume Designer: Irina Cherednikova 
Lighting Designer: Alexander Sivaev 
Principal Chorus Master: Andrei Petrenko
Musical Preparation: Irina Soboleva
Choreographer: Ilya Ustyantsev

Running time: 3 hours 55 minutes.
The performance has two intervals.

Важная информация :

Администрация Театра оставляет за собой право вносить изменения в состав исполнителей спектаклей Театра без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актерском составе не являются основанием для возврата билета
3 отзыва
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
наталия
17.06.2019 / 09:40
Одна из лучших опер Петра Чайковского по повести Александра Пушкина. Действие пропитано Петербургом, его мифологией. Опера о любви, страсти, пороках и смерти.

Классическая постановка оперы, созданная именно для сцены Мариинского - 2. Великолепная сценография, для создания которой использованы все технические достижения новой площадки. На это мероприятие можно пойти всей семьёй , зрителю любого возраста будет интересно.

Великолепные декорации и костюмы. Поразил Михаил Векуа в роли Германа не только своими вокальными данными , но и как драматический актёр. Повезло увидеть на сцене Ирину Богачёву- Звезду Мариинского театра в партии Графини.
марина
14.06.2019 / 14:58
Динамичная и очень мелодичная опера, в ней сильно ощущается мистическая атмосфера Петербурга.В постановке спектакля в полную силу используются технические возможности новой сцены. . Богатейшие декорации и костюмы- один из самых красивых спектаклей театра. В роли Графини выступала И. Богачева.

Потрясающая сценография, которая не оставляет никого равнодушными. Исполнение выше всяких похвал. Костюмы и декорации соответствуют эпохе.
надежда
13.05.2019 / 14:56
1. Одна из вершин мирового оперного искусства.
2. Глубокое по силе и глубине музыкально-драматическое произведение.
3. "Пиковая дама" - объединила в себе двух гениев А.С. Пушкина и П.И. Чайковского.

Хороший вокал, красочные костюмы, декорации.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург