Опера в трех действиях
Возрастная категория 12+
Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.
Музыка Петра Чайковского
Либретто Модеста Чайковского по повести Александра Пушкина
Алексей Степанюк, режиссер-постановщик:
«Статья Бориса Асафьева, посвященная “Пиковой даме” начинается, на мой взгляд, с самого главного: “Есть странный русский город. В нем можно только мечтать о свете... Когда приходит весна, она, может быть, никого не радует в мире так, как людей этого властного города. Робкая, кроткая и нежная, она, родясь, предчувствует свое краткое существование... Белая ночь, которая приходит с весной, отравлена этой скорбью. Томит, влечет и манит странный, отраженный свет, и, когда восходит солнце, люди уже не в силах радоваться ему: они измождены процессом влечения к свету…”
“Пиковая дама” – не о картах, не о карточной игре. Нельзя ставить эту оперу, отталкиваясь от замечательной повести Пушкина. В ее сюжете, занимательном и даже детективном, нет ничего общего с монументальным трагизмом музыки Чайковского. Петр Ильич писал о себе – о своей судьбе, о роке, о желании быть как все и праве быть другим… О страхе и страсти, у которых один корень. Все трое – Герман, Графиня, Лиза заражены одним вирусом, их манит то, что страшно…
Эта опера – об отношениях со смертью, о том, что смерть может быть избавлением, она может быть прекрасной, благодарной, искупительной… Графиня, быть может, ждала Германа! В четвертой картине она молодеет на глазах… Как у Ахматовой: “Красотка очень молода, но не из нашего столетья, вдвоем нам не бывать – та, третья, нас не оставит никогда”. Это и есть смерть.
Сюжет “Пиковой дамы” Чайковского пропитан петербургской мифологией, воплотить которую на сцене непросто. Я счастлив, что работаю с Александром Орловым и Ириной Чередниковой, художниками с мощной интуицией. Они создают метафорические красивые декорации, роскошные костюмы.
Архитектурный лейтмотив Петербурга – колонны, у нас их много, они образуют различные конфигурации, на золотые наслаиваются черные… От них идут затемненные, свет принимающие тюлевые завесы, и когда действие происходит за ними, все приобретает призрачный характер, как в белые ночи…»
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник-постановщик – Александр Орлов
Художник по костюмам – Ирина Чередникова
Художник по свету – Александр Сиваев
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Хореограф – Илья Устьянцев
Мировая премьера: 19 декабря 1890 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 27 мая 2015 года, Мариинский-2
Спектакль идет с двумя антрактами.
Opera in three acts
Age category 12+
The performance will have synchronised Russian and English supertitles.
Music by Pyotr Tchaikovsky
Libretto by Modest Tchaikovsky, after the novel by Alexander Pushkin
World premiere: 19 December 1890, Mariinsky Theatre, St Petersburg
Premiere of this production: 27 May 2015, Mariinsky-2, St Petersburg
Alexei Stepanyuk, Production Director:
«The article by Boris Asafiev about The Queen of Spades begins, in my opinion, with that which is most important: “There is a strange Russian city. There one can only dream of light... When spring comes, it may appear, it delights no-one more than the populace of this imperious city. Shy, meek and tender, as it emerges it senses its brief existence... The White Nights that follow spring are also infused with grief. This strange and refracted light tires one, draws one, allures one, and when the sun rises people are in no state to rejoice and be glad in it – they are already exhausted by the process itself of being attracted to light...”
The Queen of Spades is not about cards or gambling. You can’t stage this opera by rejecting Pushkin’s magnificent story. In its plot – wonderful and even detective-like – there is nothing in common with the monumental tragic quality of Tchaikovsky’s music. Pyotr Tchaikovsky wrote of himself – of his fate, of his destiny, of his desire to be like others and his right to be different... About fear and passion, rooted in one and the same. All three characters – Hermann, the Countess and Liza – are infected by the same virus, they are drawn by what is fearsome...
This opera is about attitudes to death, about how death can be a release, how it can be beautiful, noble and redemptive... Perhaps the Countess was waiting for Hermann! In the fourth scene she becomes younger before our very eyes... As with Akhmatova, “This beauty is very young, but not from our century, we are not to be together, that one – the third – will never leave us.” That is death itself.
The plot of Tchaikovsky’s The Queen of Spades is filled with St Petersburg mythology which is hard to embody on the stage. I am delighted to be working with Alexander Orlov and Irina Cherednikova, designers with tremendous intuition. They are creating metaphorical and beautiful sets and luxuriant costumes. The architectural leitmotif of St Petersburg comes with the columns, there are a great many, they depict various configurations, there are black on top of gold... They act as shading, light-absorbing tulle curtains and when the action unfolds behind them everything takes on a spectral character, just like during the white nights...»
Musical Director: Valery Gergiev
Stage Director: Alexei Stepanyuk
Set Designer: Alexander Orlov
Costume Designer: Irina Cherednikova
Lighting Designer: Alexander Sivaev
Principal Chorus Master: Andrei Petrenko
Musical Preparation: Irina Soboleva
Choreographer: Ilya Ustyantsev
Running time: 3 hours 55 minutes.
The performance has two intervals.
Классическая постановка оперы, созданная именно для сцены Мариинского - 2. Великолепная сценография, для создания которой использованы все технические достижения новой площадки. На это мероприятие можно пойти всей семьёй , зрителю любого возраста будет интересно.
Великолепные декорации и костюмы. Поразил Михаил Векуа в роли Германа не только своими вокальными данными , но и как драматический актёр. Повезло увидеть на сцене Ирину Богачёву- Звезду Мариинского театра в партии Графини.
Потрясающая сценография, которая не оставляет никого равнодушными. Исполнение выше всяких похвал. Костюмы и декорации соответствуют эпохе.
2. Глубокое по силе и глубине музыкально-драматическое произведение.
3. "Пиковая дама" - объединила в себе двух гениев А.С. Пушкина и П.И. Чайковского.
Хороший вокал, красочные костюмы, декорации.