Описание
Бах как вершина барокко и Бах как предтеча "романтического бахианства" – две точки зрения на одну фигуру, позволяющие рассмотреть её в разных аспектах и с разных сторон. В сегодняшней программе музыка И. С. Баха прозвучит в сопоставлении с музыкой немецких композиторов романтической эпохи, для которых органная сфера была столь же важной частью творчества.
Смысловой "медианой" на стилистической шкале между барокко и романтизмом был Феликс Мендельсон – первый немецкий композитор-органист, сознательно взявший курс на возрождение баховского наследия. Три прелюдии и фуги op. 37 – в своëм роде "приношение Баху", в котором Мендельсон обращается к наиболее значительному и символическому для Баха жанру. Идея контраста и внутренней взаимосвязи двух частей цикла, главенство полифонического начала, трактуемого более свободно в прелюдии и более строго в фуге, "перевоплощëнная" в романтической интонационной сфере, открыла путь к колоссальному обогащению музыкальной мысли своего времени: для большинства органных последователей Мендельсона полифоническое письмо стало не просто фундаментальной основой, но полноправной частью творчества, проникнутой одушевлённостью и индивидуализмом.
В эпоху романтизма немецкий орган видоизменяется согласно веяниям времени. Если Мендельсон создаёт свои органные сочинения для инструментов "баховского типа", в изобилии сохранившихся в немецких церквях до его времени, то Макс Регер – представитель позднего барокко – пишет для собственно романтического органа с переосмысленной концепцией звуковой картины и, как следствие, принципиально иной по сравнению с барокко диспозицией. Его сочинения, даже будучи исполненными на более частых в современной концертной практике органах иного типа, способны создать у слушателя исчерпывающее представление о векторах развития немецкого романтического органостроения.
Исполнитель:
Светлана Фурник (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Прелюдия и фуга соль мажор, op.37, №2
Иоганн Себастьян Бах
Концерт до мажор, BWV 594 (Транскрипция концерта Антонио Вивальди, RV 208)
[––]
Recitativo: Adagio
Allegro
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901)
Improvisation, op.174, №6
In memoriam, op.156, №7
Макс Регер (1873–1916)
Интродукция и пассакалия ре минор
Смысловой "медианой" на стилистической шкале между барокко и романтизмом был Феликс Мендельсон – первый немецкий композитор-органист, сознательно взявший курс на возрождение баховского наследия. Три прелюдии и фуги op. 37 – в своëм роде "приношение Баху", в котором Мендельсон обращается к наиболее значительному и символическому для Баха жанру. Идея контраста и внутренней взаимосвязи двух частей цикла, главенство полифонического начала, трактуемого более свободно в прелюдии и более строго в фуге, "перевоплощëнная" в романтической интонационной сфере, открыла путь к колоссальному обогащению музыкальной мысли своего времени: для большинства органных последователей Мендельсона полифоническое письмо стало не просто фундаментальной основой, но полноправной частью творчества, проникнутой одушевлённостью и индивидуализмом.
В эпоху романтизма немецкий орган видоизменяется согласно веяниям времени. Если Мендельсон создаёт свои органные сочинения для инструментов "баховского типа", в изобилии сохранившихся в немецких церквях до его времени, то Макс Регер – представитель позднего барокко – пишет для собственно романтического органа с переосмысленной концепцией звуковой картины и, как следствие, принципиально иной по сравнению с барокко диспозицией. Его сочинения, даже будучи исполненными на более частых в современной концертной практике органах иного типа, способны создать у слушателя исчерпывающее представление о векторах развития немецкого романтического органостроения.
Исполнитель:
Светлана Фурник (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Прелюдия и фуга соль мажор, op.37, №2
Иоганн Себастьян Бах
Концерт до мажор, BWV 594 (Транскрипция концерта Антонио Вивальди, RV 208)
[––]
Recitativo: Adagio
Allegro
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901)
Improvisation, op.174, №6
In memoriam, op.156, №7
Макс Регер (1873–1916)
Интродукция и пассакалия ре минор