Опера «Орлеанская дева»/ «The Maid of Orleans»
6 +

Опера «Орлеанская дева»/ «The Maid of Orleans»

Описание

Опера Петра Чайковского

Cопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.

Дирижер – Валерий Гергиев

Музыка Петра Чайковского
Либретто композитора по одноименной драме Фридриха Шиллера в переводе Василия Жуковского

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник-постановщик и художник по костюмам – Вячеслав Окунев
Хореограф – Илья Устьянцев
Художник по свету – Ирина Вторникова
Художник по видео – Виктория Злотникова
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева

«Орлеанская дева» – самая монументальная и амбициозная оперная работа Чайковского. После премьеры в Мариинском театре в 1881 году, она не задержалась в репертуаре и вернулась на театральные подмостки лишь в XX веке. В послевоенном Ленинграде в героическом образе Иоанны д’Арк на сцену Кировского театра выходила знаменитая меццо-сопрано Софья Преображенская (существует полная аудиозапись оперы этого времени под управлением Бориса Хайкина). Примеры постановок «Орлеанской девы» немногочисленны, сегодня опера остается репертуарной редкостью. Среди последних постановок наших дней – спектакль Театра ан дер Вин с Леной Белкиной в главной партии.
«Орлеанская дева» написана между «Евгением Онегиным» и «Мазепой», в 1878–1879 годах. Либретто на основе драмы Шиллера в переводе Василия Жуковского готовил сам композитор (к драме Шиллера обращался и Джузеппе Верди, написавший свою «Жанну д’Арк» в 1845-м). Для этого Петр Ильич изучил «целую маленькую библиотеку по части Jeanne d’Arc»: книги французских историков Анри Валлона и Жюля Мишле, драму Жюля Барбье и либретто оперы «Орлеанская дева» Огюста Мерме. Начало оперы, декоративную жанровую сцену первого действия, Чайковский, скорее всего, позаимствовал у Мерме. Второй и последний раз Чайковский-либреттист отступил от драмы Шиллера в финале: героиня оперы гибнет не в бою, а на костре. По свидетельству Модеста Чайковского, его брат незадолго до своей кончины выражал намерение изменить последнюю картину, сделать ее «по Шиллеру». Посвящена опера дирижеру Эдуарду Направнику.
«Орлеанская дева» написана в духе grand opéra – большой французской исторической оперы: мощные хоровые сцены, балет, пышные ансамбли, торжественные процессии. Ораториальная природа «Орлеанской девы» – один из самых серьезных вызовов, которые бросает эта партитура постановщикам. «На стиле “Орлеанской девы” лежит печать вдумчивости, вглядывания, даже некоторого холодка рассудочности» (Б.&nbspАсафьев). Центральный образ Девы решен в героических красках, здесь нет той психологической разработки характера, который привычно ожидать от Чайковского. По замечанию Асафьева, композитор «возносит героиню на эффектные оперные ходули героизма и в конце концов с них свести ее не может». Партию Иоанны Чайковский изначально предполагал для большого драматического сопрано, однако при подготовке к первому исполнению оперы в Мариинском театре партию пришлось адаптировать для меццо-сопрано. Роль Иоанны в XX веке примеряли на себя такие выдающиеся певицы, как Ирина Архипова, Нина Раутио, Вальтрауд Майер. После долгого перерыва «Орлеанская дева» готовится к возвращению на сцену Мариинского театра.

Мировая премьера: 25 февраля 1881 года, Мариинский театр
Премьера постановки: 28 мая 2021 года


Opera by Pyotr Tchaikovsky

Performed in Russian (the performance will have synchronised English and Russian supertitles).

Conductor: Valery Gergiev

Music by Pyotr Tchaikovsky
Libretto by the composer based on Vasily Zhukovsky's translation of Schiller's play

Musical Director: Valery Gergiev
Stage Director: Alexei Stepanyuk
Set Designer and Costume Designer: Vyacheslav Okunev
Choreographer: Ilya Ustyantsev
Lighting Designer: Irirna Vtornikova
Video Designer: Viktoria Zlotnikova
Musical Preparation: Irina Soboleva

The Maid of Orleans was destined to be Tchaikovsky's most monumental and ambitious work in opera. Following its premiere at the Mariinsky Theatre in 1881 it soon vanished from the repertoire, returning to the stage only in the 20th century. In post-war Leningrad the heroic image of Joan of Arc was brought to life at the Kirov Theatre by the acclaimed mezzo-soprano Sofia Preobrazhenskaya (there is a complete audio recording of this opera from that time conducted by Boris Khaikin). There have been few premieres of new productions of The Maid of Orleans, and today the opera remains a repertoire rarity. The most recent productions include one by the Theater an der Wien with Lena Belkina in the title role.
The Maid of Orleans was composed between Eugene Onegin and Mazepa from 1878–1879. The libretto based on the play by Schiller in translation by Vasily Zhukovsky was produced by the composer himself (Giuseppe Verdi had also turned to Schiller's play, writing his own Giovanna d'Arco in 1845). To this end, Pyotr Ilyich studied a "veritable small library about Jeanne d’Arc": books by the French historians Henri Wallon and Jules Michelet, Jules Barbier's play and the libretto of the opera Jeanne d’Arc by Auguste Mermet. The opening of the opera, a decorative genre scene in Act I, was in all likelihood borrowed by Tchaikovsky from Mermet. For the second and last time Tchaikovsky as a librettist departed from Schiller's play in his finale: the heroine of the opera dies not in battle but is burned at the stake. According to Modest Tchaikovsky, not long before his brother's death he expressed an intention to amend the final scene, bringing it in line with Schiller. The opera was dedicated to the conductor Eduard Nápravník.
The Maid of Orleans was composed in the spirit of a historic French grand opéra, with powerful crowd scenes, a ballet, extravagant ensembles and grandiose processions. The oratorio-like nature of The Maid of Orleans is one of the greatest challenges that this score presents to directors. "The style of The Maid of Orleans bears the stamp of meditation, thoughtfulness, even a certain coldness of rationality" (Boris Asafiev). The core image of the Maid is depicted in heroic colours, and here there is none of that psychological development of character that one might well expect of Tchaikovsky. According to Asafiev, the composer "carries the heroine on striking operatic stilts of heroism and is ultimately unable to bring her down from them." Tchaikovsky initially intended the role of Joan for a grand dramatic soprano, although when rehearsing the opera for its first performance at the Mariinsky Theatre the role had to be adapted for mezzo-soprano. In the 20th century the role of Joan was embodied by such outstanding singers as Irina Arkhipova, Nina Rautio and Waltraud Meier. Following a lengthy absence, The Maid of Orleans is now on the way to returning to the stage of the Mariinsky Theatre.

World premiere: 25 February 1881, Mariinsky Theatre
Premiere at the Mariinsky Theatre and production premiere: 28 May 2021, St Petersburg

2 отзыва
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
елена т.
06.09.2022 / 16:10
Получила большое удовольствие. Особенно всё что было написано гениальным Петром Ильичем Чайковским для хора в этой постановке звучит великолепно и как никогда актуально. Когда во второй сцене открылся занавес, и на сцене были..., я на некотоое время впала в трансовое состояние и провалилась на несколько веков назад, в средневековье.
татьяна м.
22.09.2021 / 14:38
Великолепная постановка , костюмы- высший класс.Получили удовольствие, рекомендую.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург