Опера «Орлеанская дева»
12 +

Опера «Орлеанская дева»

Продолжительность
3 ч 25 мин
Описание

опера Петра Чайковского
Cопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
 
Мировая премьера: 25 февраля 1881 года, Мариинский театр
Премьера постановки: 28 мая 2021 года

Продолжительность спектакля 3 часа 25 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Возрастная категория 12+


АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ

Музыка Петра Чайковского

Либретто композитора по одноименной драме Фридриха Шиллера в переводе Василия Жуковского

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник-постановщик и художник по костюмам – Вячеслав Окунев
Хореограф – Илья Устьянцев
Художник по свету – Ирина Вторникова
Художник по видео – Виктория Злотникова
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Главный хормейстер – Константин Рылов

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
«Орлеанская дева» всегда стояла в тени прочих опер Чайковского, и встреча с ней вызывала растерянность даже у поклонников композитора. Так, авторитетный советский музыковед Борис Асафьев считал произведение «мастерским, но неровным», порицая за «ложный стиль» и «странный напыщенный подъем». Недооценка «Орлеанской девы» во многом объясняется ее хронологическим соседством (и неизбежным сравнением) с самой популярной оперой Чайковского, «Евгением Онегиным». После лирических «камерных сцен» композитор неожиданно обращается к жанру гранд-опера с ее характерными атрибутами: сюжетом из рыцарских времен, масштабной четырехактной структурой, балетным дивертисментом, громом победы и вихрями огненными.


Чайковский рассчитывал на признание публики, кассовый успех и стабильное место своей «большой оперы» в репертуаре, однако в полной мере этого не случилось ни при жизни автора, ни в ХХ веке. Исключение составил спектакль Кировского театра 1945 года – его успех во многом был заслугой Софьи Преображенской, которая выступила в титульной партии.

После долгого перерыва Мариинский театр исполнил «Орлеанскую деву» в концерте и принял решение вернуть ее на сцену, ведь немногие общие места партитуры — не изъян, а дань условностям жанра «большой оперы». При таком понимании становятся очевидны достоинства «Орлеанской девы»: первоклассная музыка, крепкая драматургия, редкий по мощи патетический заряд. Среди классических русских опер она высится, как громада готического собора – такого, как Реймсский, изображенный в ее кульминационной сцене.

Опера вернулась в репертуар театра, в котором сто сорок с лишним лет назад была поставлена впервые. Тогда, в 1881-м, Чайковский гневался, что для премьеры не сделали нового оформления, взяв его из других спектаклей, и новинка не произвела должного эффекта. Сегодня композитор был бы удовлетворен: режиссер Алексей Степанюк в соавторстве с художником Вячеславом Окуневым создали настоящий grand spectacle. При этом постановщик не довольствуется одной лишь театральной готикой: «Мы ведь ставим не историческую оперу “про рыцарей”, а романтическую, даже метафизическую оперу. Огонь – лейтмотив всего спектакля, символ всеобъемлющего пламени, в котором сгорает весь мир с его безумием войн и ненависти. И над этим огнем с улыбкой святой возвышается Орлеанская дева».

2 отзыва
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
елена т.
06.09.2022 / 16:10
Получила большое удовольствие. Особенно всё что было написано гениальным Петром Ильичем Чайковским для хора в этой постановке звучит великолепно и как никогда актуально. Когда во второй сцене открылся занавес, и на сцене были..., я на некотоое время впала в трансовое состояние и провалилась на несколько веков назад, в средневековье.
татьяна м.
22.09.2021 / 14:38
Великолепная постановка , костюмы- высший класс.Получили удовольствие, рекомендую.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург