Концерт органной музыки «Органный знаменатель»
6 +

Концерт органной музыки «Органный знаменатель»

Актёры/Исполнители
Наталья Михайлова (орган)
Описание
Где заканчивается барокко и начинается Бах? Слушая баховские органные концерты – переложения оркестровых концертов его современников, – мы обнаруживаем себя как никогда вдали от возможного ответа на этот вопрос. Парадоксально, что сочинения такого плана – частые гости в сборниках «баховских органных хитов» – в оригинале предназначались отнюдь не для органа, а музыкальные идеи, положенные в их основу, принадлежали не Баху. Идиоматика итальянского концерта, с его характерным типом движения и гомофонно-гармоническим складом, изначально была несвойственна органной музыке; именно Бах первым перенëс её на органную почву.

То, насколько органичным воспринимается «небаховский» тематизм в этих сочинениях, проливает свет на природу композиторского метода в эпоху барокко, когда мастерство воплощалось не столько в «эксклюзивности» той или иной музыкальной мысли, сколько в оригинальности её разработки, а собственно авторство той или иной темы не имело столь важного значения, какое приобрело позже.

Универсальный тематизм Баха, позволявший ему поручать один и тот же музыкальный материал совершенно разным инструментам, – феномен, также характерный для барокко с его устойчивыми принципами построения музыкального высказывания. Знаменитая Ария из BWV 1068, в оригинале порученная солирующей скрипке с её мягким, певучим тембром, в то же время далека от идеи «мелодии широкого дыхания»: её структурированная, риторичная линия насыщена множеством мотивов, напоминающих внимательному слушателю типичные фигуры из барочной орнаментики.

Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Токката ре минор «дорийская», BWV 538/1
Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich, BWV 683 из третьей части «Клавирного упражнения» (Clavier-Übung III)
Фуга ре минор «дорийская», BWV 538/2

Георг Бём (1661–1733)
Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich

Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона ре минор, P 41

Иоганн Себастьян Бах
Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (обработка концерта для гобоя с оркестром ре минор Алессандро Марчелло, S. Z799)

Концерт соль мажор (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского), BWV 592a:
  Tempo giusto
  Grave
  Presto

Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068

Концерт ля минор, BWV 593 (обработка концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
  Tempo Giusto
  Adagio senza pedale a due claviere
  Allegro
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург