Бах/BACH и другие – программа восходящей звезды органного небосклона Марии Короновой.
Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Трио-соната – новый органный жанр, созданный Иоганном Себастьяном. Цикл был создан для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.
Дитрих Букстехуде, встреча с которым задала направление необъятному органному творчеству Баха – его старший современник и друг, крупнейший представитель северонемецкой органной школы, один из наиболее значимых композиторов добаховской эпохи.
Фамилия BACH состоит из четырех букв, которым соответствуют четыре звука; сам гений часто зашифровывал собственное имя в своих сочинениях, а первым композитором, который использовал этот мотив, стал Роберт Шуман. Им создан цикл фуг на тему B-A-C-H. Не остался в стороне и крупнейший музыкант-романтик Ференц Лист. Прелюдия и фуга на тему BACH, написанная виртуозом в 1855 году, входит в золотой фонд органного репертуара.
Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор, всего им написано 10 сочинений в это жанре. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Знаете ли вы, что именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику?
Творчество одного из крупнейших творцов двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви. «Бог среди нас» – апофеоз цикла из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне.
Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы услышим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания. Это дань классической органной традиции, пронизанная аурой XX столетия.
Бах/BACH и другие – грандиозный органный вояж.
Программа:
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Токката и фуга фа мажор BuxWV 156
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната до минор BWV 526 (Vivace – Largo – Allegro)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Nun komm, der Heiden Heiland (Приди, язычников Спаситель) BWV 659
Ференц Лист (1811–1886) Прелюдия и фуга на тему BACH
Шарль-Мари Видор (1844–1937) Adagio из Симфонии №6 соль минор op.42/2
Оливье Мессиан (1908–1992) Бог среди нас из цикла «Рождество Христово»;
Микаэл Таривердиев (1931–1996) Basso ostinato из Концерта N2 op.93
Георгий Мушель (1909–1989) Токката
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Мария Коронова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.