6 +

Органный концерт «Ave Maria»

Продолжительность
1 ч 10 мин
Описание

С 23 декабря 2022 по 8 января 2023 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты V органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут в четырех храмах с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами. Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей. Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, построенный по проекту Леонтия Бенуа, – настоящий французский уголок Петербурга. Здесь установлен уникальный й исторический орган Walcker (1910), изготовленный одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм.  В старейшем историческом районе нашего города Коломне, уютно расположился храм Святого Станислава, построенный в стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают публику. Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в сердце северной столицы и четыре самобытных органа  —    более, чем на неделю Петербург наполнится  неповторимым многоголосием  Короля инструментов.  Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!

23.12 Органный концерт «Ave Maria». Открытие фестиваля «Венок Рождества»

Ave Maria — что может быть прекраснее накануне Рождественского сочельника?  Фестиваль откроют замечательные петербургские музыканты Лилия Кузнецова и Самира Галимова.

Аve Mariа — вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» эту молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. Вариант Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. История другого шедевра, созданного Шубертом, очень интересна. Аve Mariа написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. А вот признанный шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова.  

Специальный гость вечера — Вольфганг Амадей Моцарт. Знаменитая виртуозная «Аллилуйя», написанная в стиле лирической арии, которой заканчивается мотет Exsultate, Jubilate, изначально была создана специально для знаменитого певца-кастрата Венанцио Рауццини, но в наше время является одной из самых исполняемых арий в репертуаре сопрано.  Ave verum —  удивительный по своему мелодизму мотет, написанный Моцартом в последний год жизни. Panis Angelicus — самое известное сочинение выдающегося органиста и композитора, главы романтической органной школы Сезара Франка. Это предпоследняя строфа текста гимна Sacris Solemnis, написанного Фомой Аквинским для Праздника Тела и Крови Христовых. Отдельное сочинение, созданное для тенора, арфы, виолончели и органа, композитор впоследствии включил в свою мессу — Messe à troi voix.  Сольный орган представлен сочинениями Баха, Мендельсона и Райнбергера. Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции.

Творчество Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Окончив Мюнхенскую консерваторию в возрасте пятнадцати лет, Райнбергер вернулся в нее в двадцать, чтобы начать свою собственную долгую преподавательскую карьеру, за время которой воспитал выдающихся органистов, пианистов, композиторов и дирижеров. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры.

Непревзойденный виртуоз орган Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Цикл из Шести сонат – центр органного мира композитора. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. В первой части сонаты № 3 звучит хоральная тема, перерастающая в масштабную фугу, а финал перекликается со знаменитыми «Песнями без слов».

Ave Maria — проникновенный декабрьский вечер в ожидании Рождества.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор BWV 572

Ария Schafe können sicher weiden (Овцы могут пастись спокойно)

из Охотничьей кантаты Was mir behagt, ist nur die muntre Jagd BWV 208

Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Мотет Ave verum corpus KV 618

Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 3 ля мажор op.65:

Allegro maestoso – Andante tranquillo

Сезар Франк (1822–1890) Panis angelicus  из Торжественной мессы ля мажор op.12

Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria:

Ля мажор

Си-бемоль мажор

Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Allegro moderato из Сонаты для органа № 16 соль-диез минор op.175

Ave Maria op.157/6

Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)

Вольфганг Амадей Моцарт Alleluja из Мотета Exsultate, jubilate (Ликуйте, радуйтесь) KV 165

Исполнители:
Самира Галимова, сопрано
Лилия Кузнецова, орган

 


7.01 Органный концерт «Ave Maria».

Ave Maria — чудесный музыкальный подарок в день православного Рождества от любимого публикой петербургского дуэта. Наталья Часовитина и Алла Морозова представляют программу, в которой встретятся композиторы разных стран и времен. Наряду с такими хитами, как Ave Maria Шуберта и Баха-Гуно, прозвучат менее известные публике версии   Франка и Луцци, Керубини и Сен-Санса.

Ave Maria Баха-Гуно, в которой сошлись два столетия. Прелюдия до мажор –  самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, получившая всеобщее признание среди музыкантов и публики. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Пьеса в рекордные сроки обрела популярность, зазвучав в многочисленных салонах, и стала настоящей любимицей публики. В 1859 году впервые прозвучала молитва Ave Maria Баха-Гуно на канонический латинский текст. Автор этой идеи – неизвестен, но в вокальном варианте пьеса родилась заново. История другого шедевра, созданного Шубертом, очень интересна. Ave Maria написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева.

Сольный орган представлен сочинениями Баха, Мендельсона и Вьерна.  Прелюдия и фуга ре мажор создана гением в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой. К этому же периоду относится и знаменитая «дорийская» Токката и фуга. Одно из самых популярных сочинений Иоганна Себастьяна Хорал Jesus bleibet meine Freud из кантаты Herz und Mund und Tat und Leben BWV 147 претерпел множество различных транскрипций, в том числе и органную, сделанную гениальным Морисом Дюрюфле.

Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Выдающийся композитор и органист Луи Вьерн почти сорок лет прослужил титулярным органистом Собора Парижской Богоматери. Непревзойденный виртуоз и гениальный импровизатор, он прославил французскую органную школу во всем мире, не только концертируя в Европе, США и Канаде, но и воспитав многочисленных успешных учеников. В органном наследии этого мастера преобладают два жанра: симфония и программная пьеса. Именно во второй половине XIX века подъем французского органного искусства достиг своей вершины, благодаря появлению инструмента нового типа – симфонического органа. Рожденные гением мастера Аристида Кавайе-Коля инструменты были установлены в главных соборах Парижа –    Сен-Дени, Нотр-Дам, Сен-Сюльпис, Сен-Клотильд и многих других храмах, где служили величайшие органисты. Прозвучит финал его Первой симфонии.  

Ave Maria — чудесный музыкальный подарок в день православного Рождества

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532

Сезар Франк (1822–1890) Ave Maria

Луиджи Керубини (1760–1842) Ave Maria

Луиджи Люцци (1824–1876) Ave Maria

Иоганн Себастьян Бах Хорал Jesus bleibet meine Freud из кантаты Herz und Mund und Tat und Leben BWV 147 (переложение для органа Мориса. Дюрюфле)

Синфония из кантаты Wir danken dir, Gott, wir danken dir BWV 29 (транскрипция для органа Марселя Дюпре)

Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria

Ave Maria (посвящена мадам Барбье)

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Анданте с вариациями

Владимир Файнер (1966*) Ave Maria

Франц Шуберт (1787–1828) Ave Maria

Луи Вьерн (1870–1937) Финал из органной симфонии №1 ре минор ор.14

Исполнители:

Наталья Часовитина, сопрано

Алла Морозова, орган


Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта;
концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург