Органный концерт «Весеннее пробуждение»
6 +

Органный концерт «Весеннее пробуждение»

Продолжительность
1 ч 10 мин
Описание

Весеннее пробуждение — в концерте московских гостей органных вечеров на Ковенском Светланы Беляковой и Анастасии Быковой соединятся голос и орган. Пройдя по мосту из роскоши Барокко в безбрежность романтизма, вы встретитесь с Бахом и Генделем, Брамсом и Форе, услышите золотые хиты вокального и органного репертуара.

Рожденный в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он написал за две недели, покорив театральный Лондон. Гендель создал опусы для исполнения на открытом воздухе — «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», а также многочисленные оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом «Аллилуйя».  

Мекка всех органистов — Бах , представлен  Фантазией соль мажор (Piece d'Orgue), которая  родилась в период, когда  Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи.  Иоганн Николаус Ханфф — старший современник Баха, органист и композитор эпохи барокко, сын трактирщика, получивший уроки органного ремесла у своего дяди Маркуса, органиста Регенсбургского собора, сделав на этом поприще весьма успешную карьеру. Ханфф — учитель непререкаемого музыкального авторитета тех дней, Иоганна Маттезона.

Пожалуй, самое известное сочинение Габриэля Форе, давшее название всему концерту, — «Пробуждение». Творческая жизнь выдающегося французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика, — проходила в эпоху масштабных исторических перемен, а в чертах его стиля переплелись особенности двух столетий. Panis Angelicus — одно из самых исполняемых сочинений выдающегося органиста и композитора, главы французской романтической органной школы Сезара Франка. Это предпоследняя строфа текста гимна Sacris Solemnis, написанного Фомой Аквинским для Праздника Тела и Крови Христовых. Отдельное сочинение, созданное для тенора, арфы, виолончели и органа, композитор впоследствии включил в свою мессу — Messe à troi voix Opus 12.

В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Центр органной вселенной Мендельсона, еще одного преемника традиций Баха, — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов.

Французский романтический орган представлен творчеством Теодора Дюбуа, композитора, органиста и музыкального педагога, создавшего множество органных сочинений, обширный пласт церковной музыки, в котором выделяется оратория «Семь слов Христа». Сэмюэл Уэсли — английский композитор, органист, дирижёр, представитель известной музыкальной династии. Сын гимнографа Чарльза Уэсли, внук Самуила Уэсли, поэта периода Стюартов, и племянник Джона Уэсли, основателя Методистской церкви. В 1784, к ужасу своего дяди Джона, музыкант обратился в католицизм. В рамках празднования своего обращения, Сэмюэл сочинил мессу и посвятил её папе Пию VI. В 1788 году Уэсли был посвящен в масонство; стал членом ложи «Древность». В творчестве Сэмюэля Уэсли нашли отражение жанры хоровой духовной и светской хоровой музыки, а также инструментальной, включая сочинения для органа.

Финал вечера — знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежащее перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто, по утверждению которого, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века — неоднократно использовалось в кино.

Весеннее пробуждение — празднество стилей, эпох, ритмов и гармоний.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор BWV 572
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Ария Альмирены Lascia ch’io pianga из оперы «Ринальдо»
Ария How beautiful из оратории «Мессия»
Алессандро Скарлатти (1659–1725) Ария Фиалки из оперы-пастиччо «Причуды любви или Розаура»
Иоганн Николаус Ханфф (1663–1711) Хоральная прелюдия Auf meinen lieben Gott
Сэмюэл Уэсли (1766–1837) Ария и Гавот
Теодор Дюбуа (1837–1924) Интерлюдия и Постлюдия из цикла «Семь пьес для органа»
Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria
Сезар Франк (1822–1890) Panis angelicus
Феликс Мендельсон (1809–1847) Органная соната №3 ля мажор op. 65: I. Con moto maestoso
Иоганнес Брамс (1833–1897) Две хоральные прелюдии op. 122:
Нежная роза расцвела
Возрадуюсь всем сердцем
Габриэль Форе (1845–1924)
Пробуждение

Исполнители:
Светлана Белякова, сопрано
Анастасия Быкова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург