Описание
К началу XVIII века итальянская музыка обретает черты, предвосхитившие близкую "историческую победу" в длительной борьбе итальянского и французского стилей. "Первооткрывательский" восторг раннего барокко начинает уступать место стремлению до предела усовершенствовать и в некоторой мере – пусть ценой известного упрощения – типизировать сложившиеся формы. Тенденцию к этой "кристаллизации" – которая, впрочем, в равной степени касалась и мелодических, и гармонических структур – можно заметить у Марчелло и Вивальди, чьи сочинения послужили отправной точкой для баховских органных переложений. За последующие полвека клавирная музыка Италии вышла в своеобразный авангард нового стиля: именно в это время сложилась "энциклопедия" типичных фактур, гораздо более близких к фортепиано, нежели к барочным клавишным. Столь же универсальным становится и тематизм: зачастую мы с трудом можем угадать в нём типично органные или типично клавесинные черты, но легко запоминаем его элементарные составляющие – мелодику, интонацию, характер, ритм.
Андреа Луккези, Гаэтано Валери, Винченцо Беллини – композиторы рубежа XVIII–XIX веков, чей творческий путь пришёлся на чрезвычайно сложное для органной культуры время: в этот период органная музыка "уходит в тень", на первый план выступают светские жанры во всём разнообразии их проявлений, полифоническое письмо окончательно уступает гомофонно-гармоническому – более простому и мелодичному, отвечающему задачам новой эстетики. Перенося музыку подобного склада в органные условия, композиторы зачастую открывали в ней новые оттенки, погружающие в сферу шутливого, остроумного и даже иронического.
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Франческо Дуранте (1684–1755)
Увертюра
Джованни Баттиста Пешетти (ок. 1704–1766)
Соната до минор. Moderato
Андреа Луккези (1741–1801)
Соната до мажор
Гаэтано Валери (1760–1822)
Сицилиана
Джованни Баттиста Мартини (1706–1784)
Ария с вариациями до мажор
Адажио
Винченцо Беллини (1801–1835)
Соната для органа соль мажор
Алессандро Марчелло (1669–1747) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S.Z799
Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593
Tempo giusto
Adagio
Allegro
Андреа Луккези, Гаэтано Валери, Винченцо Беллини – композиторы рубежа XVIII–XIX веков, чей творческий путь пришёлся на чрезвычайно сложное для органной культуры время: в этот период органная музыка "уходит в тень", на первый план выступают светские жанры во всём разнообразии их проявлений, полифоническое письмо окончательно уступает гомофонно-гармоническому – более простому и мелодичному, отвечающему задачам новой эстетики. Перенося музыку подобного склада в органные условия, композиторы зачастую открывали в ней новые оттенки, погружающие в сферу шутливого, остроумного и даже иронического.
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Франческо Дуранте (1684–1755)
Увертюра
Джованни Баттиста Пешетти (ок. 1704–1766)
Соната до минор. Moderato
Андреа Луккези (1741–1801)
Соната до мажор
Гаэтано Валери (1760–1822)
Сицилиана
Джованни Баттиста Мартини (1706–1784)
Ария с вариациями до мажор
Адажио
Винченцо Беллини (1801–1835)
Соната для органа соль мажор
Алессандро Марчелло (1669–1747) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S.Z799
Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593
Tempo giusto
Adagio
Allegro