Описание
Орган при свечах: от Баха до Таривердиева. Путешествие сквозь столетия с Полиной Курдюковой. Возможности короля инструментов воистину безграничны. Ему подвластно множество голосов и тембров, он может заменить целый оркестр. На органе прекрасно звучит музыка самых разных эпох — средневековья и барокко, романтизма и наших дней.
Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Именно органное творчество Баха сделало его известным в кругу современников. Вечер откроет масштабный цикл Прелюдия и фуга до минор, который относится к лейпцигскому периоду творчества. В нем сконцентрированы основные черты творчества Баха — масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Концерт продолжится хоральной обработкой, занимавшей одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Прослужив большую часть жизни в церкви, Бах создал в этом жанре шедевры высочайшего мастерства и совершенства.
Пусть Бах и Вивальди никогда не встречались на протяжении своей земной жизни, на афишах многочисленных концертов XXI века их музыкальные диалоги происходят достаточно часто. Лейпцигский кантор высоко ценил творчество солнечного итальянца, создав целый ряд блестящих органных транскрипций его инструментальных концертов, став их соавтором.
Нидерландский композитор, органист, клавесинист и педагог Ян Питерсзон Свелинк прославился как виртуоз клавирной импровизации и был прозван амстердамским Орфеем. Слава о его педагогическом таланте распространилась по всей Северной Европе, особенно — в Германии. Среди его учеников — легендарные основатели северогерманской органной школы.
Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана — непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви. Цикл из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне» — одно из самых играемых органных сочинений.
Величайший мелодист, король саундтреков Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы ощутим их связь с полифоническим баховским мышлением. Премьера Концерта № 1 для органа «Кассандра» состоялась в 1985 году в Западном Берлине. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания.
Вечер завершит грандиозное сочинение Ференца Листа. Гениальный композитор и пианист-виртуоз эпохи романтизма также прекрасно владел органом, создав для него ряд шедевров. Основа знаменитых вариаций на тему Баха — первый хор из Кантаты BWV 12 Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen (Плакать, жаловаться, тревожиться, бояться), являющийся своеобразным прообразом Crucifixus из баховской Мессы си минор.
Орган при свечах: от Баха до Таривердиева — захватывающее путешествие сквозь столетия.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до минор BWV 546
Хоральная прелюдия Wenn wir in höchsten Nöthen sein BWV 641
Ян Свелинк (1562–1621) Токката XVII ля минор
Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах Концерт для органа № 5 ре минор BWV 596 (транскрипция концерта для двух скрипок и виолончели оp. 3 № 11 RV 565): I. Allegro – Grave – Fuga – II. Largo e spiccato – III. Allegro
Оливье Мессиан (1908–1992) La Nativité du Seigneur (Рождество Господне): Les mages (Волхвы)
Микаэл Таривердиев (1931–1996) Basso ostinato из концерта № 2 Полифоническая тетрадь для органа
Концерт для органа № 1 Кассандра ор. 91: Ария
Ференц Лист (1811–1886) Вариации на тему Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Полина Курдюкова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Именно органное творчество Баха сделало его известным в кругу современников. Вечер откроет масштабный цикл Прелюдия и фуга до минор, который относится к лейпцигскому периоду творчества. В нем сконцентрированы основные черты творчества Баха — масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Концерт продолжится хоральной обработкой, занимавшей одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Прослужив большую часть жизни в церкви, Бах создал в этом жанре шедевры высочайшего мастерства и совершенства.
Пусть Бах и Вивальди никогда не встречались на протяжении своей земной жизни, на афишах многочисленных концертов XXI века их музыкальные диалоги происходят достаточно часто. Лейпцигский кантор высоко ценил творчество солнечного итальянца, создав целый ряд блестящих органных транскрипций его инструментальных концертов, став их соавтором.
Нидерландский композитор, органист, клавесинист и педагог Ян Питерсзон Свелинк прославился как виртуоз клавирной импровизации и был прозван амстердамским Орфеем. Слава о его педагогическом таланте распространилась по всей Северной Европе, особенно — в Германии. Среди его учеников — легендарные основатели северогерманской органной школы.
Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана — непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви. Цикл из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне» — одно из самых играемых органных сочинений.
Величайший мелодист, король саундтреков Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы ощутим их связь с полифоническим баховским мышлением. Премьера Концерта № 1 для органа «Кассандра» состоялась в 1985 году в Западном Берлине. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания.
Вечер завершит грандиозное сочинение Ференца Листа. Гениальный композитор и пианист-виртуоз эпохи романтизма также прекрасно владел органом, создав для него ряд шедевров. Основа знаменитых вариаций на тему Баха — первый хор из Кантаты BWV 12 Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen (Плакать, жаловаться, тревожиться, бояться), являющийся своеобразным прообразом Crucifixus из баховской Мессы си минор.
Орган при свечах: от Баха до Таривердиева — захватывающее путешествие сквозь столетия.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до минор BWV 546
Хоральная прелюдия Wenn wir in höchsten Nöthen sein BWV 641
Ян Свелинк (1562–1621) Токката XVII ля минор
Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах Концерт для органа № 5 ре минор BWV 596 (транскрипция концерта для двух скрипок и виолончели оp. 3 № 11 RV 565): I. Allegro – Grave – Fuga – II. Largo e spiccato – III. Allegro
Оливье Мессиан (1908–1992) La Nativité du Seigneur (Рождество Господне): Les mages (Волхвы)
Микаэл Таривердиев (1931–1996) Basso ostinato из концерта № 2 Полифоническая тетрадь для органа
Концерт для органа № 1 Кассандра ор. 91: Ария
Ференц Лист (1811–1886) Вариации на тему Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Полина Курдюкова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.