Опера «Опричник». Премьера!
12 +

Опера «Опричник». Премьера!

Описание

Опера в 4-х действиях
Музыка Петра Ильича Чайковского

Либретто Петра Ильича Чайковского по одноимённой трагедии Ивана Ивановича Лажечникова

Музыкальный руководитель постановки: Александр Соловьев
Режиссёр-постановщик: Сергей Новиков
Сценография и костюмы: Александр Купалян
Видеохудожник: Дмитрий Костяев
Художник по свету: Александр Кибиткин
Художественный руководитель и главный дирижёр хора: Владимир Столповских
Титры: Маргарита Куницына-Танкевич

«Опричник» – третья опера Чайковского и первая, дошедшая до наших дней. Две предыдущих – «Воевода» и «Ундина» – не удовлетворили автора и были им уничтожены. Либретто композитор сочинил сам, сюжет заимствовал из исторической драмы Ивана Ивановича Лажечникова. Премьера прошла в Петербурге в апреле 1874 года под управлением Эдуарда Францевича Направника.

Благосклонные оценки публики и критики – исключением был резкий отзыв Цезаря Кюи – не убедили в полной мере самого композитора в успехе. Хотя название закрепилась в репертуаре Мариинского театра – за полтора года спектакль прошёл 14 раз – Чайковский находил в «Опричнике» «неровность стиля» и «живые нитки».

В этом произведении мы слышим Чайковского – оперного композитора – который находится в творческом поиске. Последующего за «Опричником» «Кузнеца Вакулу» он тоже впоследствии решил переделать. Так появилась опера «Черевички», которую, например, Святослав Рихтер считал лучшей из опер композитора. Но когда Чайковский, уже будучи признанным гением во всеоружии мастерства, вновь решил обратиться к партитуре «Опричника», чтобы переработать ее, сократить длинноты и повторы, скоропостижная кончина помешала довести дело до конца.

Сергей Новиков, режиссер-постановщик: «Тема власти на сцене всегда очень чувствительна. Поэтому Чайковский, обращаясь к историческому опыту, который свидетельствует, что исключительная вседозволенность приводит к разрушительным последствиям для человека, для его личности и души, внёс ряд изменений в литературный сюжет. Опричнина просуществовала всего семь лет, в итоге Иван Грозный ее разогнал и под страхом смертной казни запретил употреблять само слово. Но вопреки всему вот уже почти пять веков определение «опричнина» продолжает жить в памяти народа, ассоциируясь с жестокими страницами нашей истории.
Наша задача – вновь открыть для публики эту интереснейшую оперу. Как говорил Фёдор Иванович Шаляпин, исполнявший партию князя Вязьминского, «Опричник», безусловно, обогатил бесценный ларец русской культуры».

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург