Общедоступный концерт
6 +

Общедоступный концерт

Описание

МОЦАРТ

Увертюра к опере «Похищение из сераля»

Концерт для флейты и арфы с оркестром

ЧАЙКОВСКИЙ

Симфония №5

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР имени М.П. МУСОРГСКОГО

Динара АХМЕДЗОНОВА, арфа

Иван КОПЕЙЧИК, флейта

Юрий СЕРОВ, дирижер

Моцарт сочинял «Похищение из сераля» в один из самых счастливых периодов своей жизни. Ему едва исполнилось двадцать шесть, он без ума от Констанцы Вебер и намеревается жениться на ней, что и делает спустя три недели после премьеры оперы. К тому же, его невесту звали так же, как и героиню этой театральной истории. Радости автора нашли отражение в музыке оперы. В сущности, это не столько опера, сколько то, что жители тогдашней Вены называли зингшпилем, веселой пьесой с музыкой. Действие находит свое выражение в разговорных диалогах, и персонажи начинают петь только для того, чтобы передать чувства, редко для развития действия.

Вена ХVIII века была совершенно помешана на всем турецком. Здесь бытовали турецкие костюмы, турецкие прически, рассказывались всевозможные турецкие истории и звучало много турецкой музыки, точнее той, что в Вене считали турецкой. История создания «Похищения из сераля» и сама ее музыка – часть подобной своеобразной туркомании.

Увертюра, виртуозная популярная оркестровая пьеса, часто звучащая в концертных залах, отражает увлечение всем турецким: в ней широко используются такие ударные инструменты, как треугольник, барабан, литавры. Живая по настроению, каковой и должна быть увертюра ко всякому зингшпилю, она содержит также и момент мягкой грусти.

В концерте до мажор (К299), который написан в мае 1778 года во время пребывания Моцарта в Париже, солируют флейта и арфа. Это единственный концерт венского гения для арфы, а также один из его двух «двойных» концертов (когда с оркестром выступает не один, а два солиста). Сочинение создано на заказ, для конкретных исполнителей: герцога де Гин и его дочери Мари. Герцог играл на флейте, а его дочь на арфе. Игру герцога Моцарт в письме к отцу называет unvergleichlich (несравненной), а игру дочери magnifique (великолепной).

Трехчастный концерт (быстро – медленно – быстро) – одно из самых светлых и радостных произведений самого жизнерадостного композитора в истории человечества. Флейта и арфа ассоциируются в нашем культурном сознании с поистине «райскими» наслаждениями. В сочинении Моцарта подобная инструментальная интерпретация находит свое гениальное воплощение.

Пятая симфония была написана П.И. Чайковским в 1888 году. Ее образы трагичны и чрезвычайно глубоки. В музыке выражен мир чувств не знающей покоя души в ее извечном стремлении к любви и смиренном страхе перед судьбой. Идея противостояния человека и судьбы воплощена в четырехчастной композиции, через все части которой проходит одна музыкальная тема, заявленная во вступлении – тема, символизирующая высшие враждебные силы, преследующие человека. Ее «фатальная» тяжелая поступь, мрачные интонации создают образ скорбной покорности и предначертанности судьбы.

Вторая часть – одна из лучших лирических страниц симфонической музыки Чайковского, взволнованная, драматическая, исполненная высокого смысла и величавого благородства. Третья часть дает некоторое «отдохновение» после бурных трагических событий. Чайковский назвал ее «Вальсом», подчеркнув этим обращение к образам окружающего нас мира, она полна изящества и нежности.

       Существует два прямо противоположных мнения относительно финала Пятой симфонии, где во вступлении и в торжественной коде звучит мажорный вариант темы судьбы. Самая распространенная его трактовка – победа добра над злом, положительное разрешение конфликта человека с суровым роком. Однако сегодня все чаще итог борьбы видится несколько иначе – как апофеоз надличностного начала, управляющего людскими судьбами. Композитор не заканчивает симфонию полной победой неведомой силы, и в конце мажорного финала звучит главная тема первой части. Шаг к обреченности и бесплодности всяких попыток добиться счастья в финале Пятой симфонии уже сделан. Представляется, что образы этого сочинения являются предтечей высокой трагедии «Пиковой дамы» и Шестой симфонии.

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА имени М.П. МУСОРГСКОГО существует с 1926 года, когда, согласно постановлению Народного комиссариата просвещения РСФСР, в Ленинграде был учрежден Центральный музыкальный техникум (ныне училище имени М.П. Мусоргского) — первое учебное заведение такого типа в стране. В разные годы симфоническим оркестром техникума-училища руководили выдающиеся дирижеры И.А. Мусин, Е.А. Мравинский, И.Э. Шерман, Б.Я. Тилес, В. В.Калентьев, Ю.И. Симонов, В.А. Чернушенко, Н.Г. Алексеев. С начала 1970-х оркестр несколько десятилетий возглавлял выдающийся дирижер и педагог Л.Я. Савич, воспитавший плеяду одаренных оркестровых музыкантов.

Оркестр объединяет более 60 молодых музыкантов струнного и духового отделов училища, многие из которых являются лауреатами международных конкурсов, ведут активную сольную концертную деятельность. Оркестр регулярно выступает в лучших концертных залах Санкт-Петербурга, в репертуаре коллектива шедевры симфонической музыки различных эпох и направлений. В настоящее время руководителем коллектива является известный петербургский музыкант Юрий Серов.

Юрий СЕРОВ, дирижер, пианист, музыковед

Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова как пианист в 1991 г., аспирантуру в 1993 г., стажировался в Зальцбурге и Веймаре. Позже получил дирижерское образование в аспирантуре Российской академии музыки имени Гнесиных. В качестве дирижера, солиста-пианиста и ансамблиста гастролировал более чем в 40 странах мира, записал 70 компакт-дисков для ведущих звукозаписывающих компаний России, Бельгии, Японии и США.

Юрий Серов сотрудничает с Литовским национальным симфоническим оркестром и оркестром Карельской государственной филармонии, с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии и Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, с Национальным оркестром Белоруссии, с оркестром Белградской филармонии, с бельгийским оркестром Prima la Musica, с Волгоградским академическим симфоническим оркестром, с Филармоническим оркестром Каунаса, с Европейским камерным оркестром, с симфоническими оркестрами Сан-Пауло и Цинциннати, с филармоническими коллективами Саратова, Самары и других городов и стран.

Юрий Серов — автор многочисленных лекций, статей и эссе о музыке, десятков научных публикаций, монографий, учебных пособий, является кандидатом искусствоведения, дает мастер-классы в Бразилии, Франции, Португалии, Бельгии и России.

Музыкант в разные годы возглавлял бельгийский симфонический оркестр Prima la Musica, Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр и Волгоградский академический симфонический оркестр, в настоящее время — директор Санкт-Петербургского музыкального училища имени М.П. Мусоргского.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург