Опера в четырех действиях
Возрастная категория 12+
Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках).
Музыка Сергея Прокофьева
Либретто композитора по комедии Ричарда Бринсли Шеридана «Дуэнья»
Стихотворные тексты Миры Мендельсон-Прокофьевой
Мировая премьера: 3 ноября 1946, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова, Ленинград
Премьера постановки: 14 сентября 1996 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
«Обручение в монастыре» – опера, которая с момента мировой премьеры на сцене Кировского театра в ноябре 1946 года лишь однажды ненадолго покинула его репертуар. Написанная Прокофьевым в 1940-м и предназначенная поначалу московскому театру им. Станиславского, она увидела свет рампы в Ленинграде и шла под названием «Дуэнья» (сам Прокофьев в черновиках обозначал ее «Мендоза»). Остроумный спектакль Ильи Шлепянова в сценографии Татьяны Бруни, музыкальным руководителем которого был Борис Хайкин, получил восторженный отзыв автора, но радовал публику недолго – в 1948 году после партийного постановления «Об опере „Великая дружба“» и гонений на Прокофьева его сняли из репертуара. Новую постановку осуществил в 1961-м Алексей Киреев. Легкое и прозрачное «Обручение в монастыре» в декорациях и костюмах Теодоры Шорр и Ирины Кустовой с теплом вспоминают несколько поколений ленинградских зрителей. Нынешнее «Обручение» (1996) – третье на Мариинской сцене. Единственная оперная работа режиссера Владислава Пази и художницы Аллы Коженковой представляет их узнаваемый стиль – пышная карнавальность, избыточная декоративность, которые так подходят яркой, жизнерадостной музыке Прокофьева.
«Дуэнья» была создана Прокофьевым стремительно и легко. Композитор сам писал либретто, переводя с английского и адаптируя пьесу Ричарда Бринсли Шеридана (1775), которая в свою очередь также была написана как либретто для комической оперы (возможно, отсюда ее архаически четкая номерная структура). Прокофьев насытил текст шутками, комедийными сценами, пародийными цитатами («Твоя законная жена, я буду век тебе верна», – заявляет Дуэнья в финале одураченному Мендозе). Но при этом усилил и лирическую линию, написав для всех влюбленных роскошные ансамбли, пленительные серенады, нежные ариозо, ариетты и романсы. Как и положено комической опере, действие в ней расцвечено жанровыми номерами – танцами масок на ночном карнавале, шуточным домашним концертом у дона Жерома и даже музыкальной эксцентрикой в финале – номером с аккомпанементом на бокалах. Подлинный реквизит 1946 года – бокалы, одобренные самим Прокофьевым, – используется в спектакле и сейчас.
Анна Петрова
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Владислав Пази
Художник-постановщик – Алла Коженкова
Художник по свету –Анатолий Кузнецов
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук
Балетмейстер – Николай Андросов
Спектакль идет с двумя антрактами.
Lyric-comic opera in four acts, nine scenes
Age category 12+
Performed in Russian (the performance will have synchronised English and Russian supertitles).
Music by Sergei Prokofiev
Libretto by the composer and Mira Mendelson, after the play The Duenna by Richard Brinsley Sheridan
World premiere: 3 November 1946, Kirov Opera, Leningrad (St Petersburg)
Premiere of this production: 14 September 1996, Mariinsky Theatre, St Petersburg
Act I
In 18th-century Seville Don Jerome arranges to marry his daughter Louisa to Mendoza, an ugly but very rich old fish merchant who has not seen the girl but is enthusiastic. He hears the penniless Antonio serenading Louisa and vows that the wedding must take place soon.
Act II
Louise’s duenna hatches a plan that will allow Louisa to marry Antonio and herself to snare Mendoza and his money: Don Jerome must believe that the duenna is acting as a go-between for the lovers; he will then dismiss her but Louisa will put on the duenna’s clothes, escape and elope with Antonio. The duenna, disguised as Louisa, will marry Mendoza instead. Having escaped, Louisa comes across her friend Clara who, feigning distress at her lover’s over-ardent behavior (her lover is Louisa’s brother Ferdinand), has decided to take refuge in a monastery. Disguised, this time as Clara, Louisa enlists Mendoza’s help in finding Antonio – the merchant is only too pleased to divert his rival’s attentions away from Louisa (as he thinks). At Don Jerome’s house Mendoza meets ‘Louisa’ (the duenna); he is won over by her flattery and the couple plan to elope.
Act III
Antonio meets the real Louisa and Mendoza, still ignorant of her identity, smiles on young love. Don Jerome, interrupted in his amateur music making, unwittingly blesses the separate marriages of Louisa and Mendoza. At the concert Clara pines for Ferdinand.
Act IV
A visit from Mendoza and Antonio interrupts the joyous feasting of the monks at the monastery. Ferdinand also arrives and, believing that Antonio is about to marry Clara, stars a fight. Confusions are resolved and the monks bless all three marriages. At the wedding ball planned for Louisa, Don Jerome learns of the turn of events and is eventually reconciled to them; his daughter has married a pauper, but Ferdinand has married an heiress.
Musical Director: Valery Gergiev
Stage Director: Vladislav Pazi
Set Designer: Alla Kozhenkova
Lighting Designer: Anatoly Kuznetsov
Principal Chorus Master: Andrei Petrenko
Musical Preparation: Marina Mishuk
Choreographer: Nikolai Androsov
Running time: 3 hours 35 minutes.
The performance has two intervals.