Описание
И.С. Бах, А. Вивальди, Г.А. Меркель,
П.И. Чайковский, Л. Вьерн, М. Дюпре
Лауреат международных конкурсов
МАРИНА ВЯЙЗЯ
(орган, Санкт-Петербург)
Рождественский концерт петербургской органистки Марины Вяйзя откроют два сочинения И.С. Баха, написанные композитором в юные годы. В их характерах проявляется юношеский задор. Прелюдия соль мажор была создана в Мюльхаузене в 1708 году, а Фуга-жига в Арнштадте в 1703/1704 годах.
Знаменитый цикл концертов для скрипки с оркестром «Времена года» был создан А. Вивальди в 1723 году и опубликован два года спустя. Он представляет собой ранний образец программной симфонической музыки, поскольку к каждому из четырёх концертов автор предпослал сонет. Композитор создал цикл, в котором музыка удивительно следует за литературным словом, ярко воплощая образный ряд. «Зима» полна не только холода и снега, но и своих радостей и забав. В конце третьей части происходит бурная драматичная сцена - противоборство между тёплым южным ветром сирокко (предвестником весны) и холодным бореем. Это - почти симфоническое завершение «Зимы» - и всего цикла.
В программе - Концерт соль мажор герцога Саксен-Веймарского, переложенный Бахом для органа. Герцог Иоганн Эрнст IV Саксен-Веймарский с детства увлекался музыкой. Ещё ребёнком он учился играть на скрипке, и закончив Утрехтский университет, брал уроки композиции у И.Г. Вальтера. Не дожив и до 19-ти лет, герцог написал около 19-ти произведений. Впоследствии 6 его Концертов были отредактированы Г.Ф. Телеманом и опубликованы.
Хоральные органные обработки Баха - это камерный жанр, в котором он раскрывает мир лирических образов - возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. В последние годы жизни композитор работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо мастера. В программу концерта включены три хорала на тему «Гряди, язычников Спаситель», по церковному календарю относящуюся к периоду Адвента - времени размышления о прошедшем и ожидания Рождества.
Г.А. Меркель - выдающаяся фигура немецкой романтической органной музыки, ученик Р. Шумана и К.Г. Райсигера. В его композиторском наследии девять органных Сонат, Первая из которых написана для двух органистов (op.30), и несколько десятков органных миниатюр. В этих работах можно заметить влияние Ф. Мендельсона и Й.Г. фон Райнбергера. Прозвучит «Рождественская пастораль» Меркеля.
Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» - двухактная постановка на либретто М. Петипа по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Он давно стал рождественской «классикой», а его посещение для многих семей в период новогодних каникул также естественно, как украшение ёлки. В программе концерта - 4 известных и любимых фрагментов из балета.
М. Дюпре - выдающийся французский органист-импровизатор и композитор XX века. Он учился в Парижской консерватории у А. Гильмана и Ш.-М. Видора, а его учеником был О. Мессиан. Композиторское наследие Дюпре включает 65 опусов в различных жанрах. Большую часть из них составляют органные сочинения. Будут исполнены его виртуозные «Рождественские вариации», op.20.
Знаменитый французский органист и композитор Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. Будет исполнена его рождественская пьеса «Вечерняя звезда» из «24 пьес в фантастическом стиле». На сочинение симфоний для «короля инструментов» композитора вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Перу Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Первые три симфонии принадлежат к довоенному периоду; в них он ищет формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики своих учителей - С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана. В завершение праздничной программы прозвучит Финал из Симфонии № 1 Вьерна.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия соль мажор, BWV 568
Фуга соль мажор (Жига), BWV 577
Антонио Вивальди (1678-1741)
Концерт «Зима»:
Allegro non molto - Largo - Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Концерт соль мажор, BWV 592:
Без названия - Grave - Presto
Три хоральные обработки «Nun komm, der Heiden Heiland» («Гряди, язычников Спаситель»),
BWV 659, 660, 661 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»
Густав Адольф Меркель (1827-1885)
«Рождественская пастораль», ор.56
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)
Дивертисмент из балета «Щелкунчик»:
Шоколад (Испанский танец)
Кофе (Арабский танец)
Чай (Китайский танец)
Трепак (Русский танец)
Марсель Дюпре (1886-1971)
Вариации на рождественскую тему, ор.20
Луи Вьерн (1870-1937)
«Вечерняя звезда» из «24 фантастических пьес», ор.54 № 3
Финал из Органной симфонии № 1 ре минор, ор.14
П.И. Чайковский, Л. Вьерн, М. Дюпре
Лауреат международных конкурсов
МАРИНА ВЯЙЗЯ
(орган, Санкт-Петербург)
Рождественский концерт петербургской органистки Марины Вяйзя откроют два сочинения И.С. Баха, написанные композитором в юные годы. В их характерах проявляется юношеский задор. Прелюдия соль мажор была создана в Мюльхаузене в 1708 году, а Фуга-жига в Арнштадте в 1703/1704 годах.
Знаменитый цикл концертов для скрипки с оркестром «Времена года» был создан А. Вивальди в 1723 году и опубликован два года спустя. Он представляет собой ранний образец программной симфонической музыки, поскольку к каждому из четырёх концертов автор предпослал сонет. Композитор создал цикл, в котором музыка удивительно следует за литературным словом, ярко воплощая образный ряд. «Зима» полна не только холода и снега, но и своих радостей и забав. В конце третьей части происходит бурная драматичная сцена - противоборство между тёплым южным ветром сирокко (предвестником весны) и холодным бореем. Это - почти симфоническое завершение «Зимы» - и всего цикла.
В программе - Концерт соль мажор герцога Саксен-Веймарского, переложенный Бахом для органа. Герцог Иоганн Эрнст IV Саксен-Веймарский с детства увлекался музыкой. Ещё ребёнком он учился играть на скрипке, и закончив Утрехтский университет, брал уроки композиции у И.Г. Вальтера. Не дожив и до 19-ти лет, герцог написал около 19-ти произведений. Впоследствии 6 его Концертов были отредактированы Г.Ф. Телеманом и опубликованы.
Хоральные органные обработки Баха - это камерный жанр, в котором он раскрывает мир лирических образов - возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. В последние годы жизни композитор работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо мастера. В программу концерта включены три хорала на тему «Гряди, язычников Спаситель», по церковному календарю относящуюся к периоду Адвента - времени размышления о прошедшем и ожидания Рождества.
Г.А. Меркель - выдающаяся фигура немецкой романтической органной музыки, ученик Р. Шумана и К.Г. Райсигера. В его композиторском наследии девять органных Сонат, Первая из которых написана для двух органистов (op.30), и несколько десятков органных миниатюр. В этих работах можно заметить влияние Ф. Мендельсона и Й.Г. фон Райнбергера. Прозвучит «Рождественская пастораль» Меркеля.
Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» - двухактная постановка на либретто М. Петипа по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Он давно стал рождественской «классикой», а его посещение для многих семей в период новогодних каникул также естественно, как украшение ёлки. В программе концерта - 4 известных и любимых фрагментов из балета.
М. Дюпре - выдающийся французский органист-импровизатор и композитор XX века. Он учился в Парижской консерватории у А. Гильмана и Ш.-М. Видора, а его учеником был О. Мессиан. Композиторское наследие Дюпре включает 65 опусов в различных жанрах. Большую часть из них составляют органные сочинения. Будут исполнены его виртуозные «Рождественские вариации», op.20.
Знаменитый французский органист и композитор Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. Будет исполнена его рождественская пьеса «Вечерняя звезда» из «24 пьес в фантастическом стиле». На сочинение симфоний для «короля инструментов» композитора вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Перу Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Первые три симфонии принадлежат к довоенному периоду; в них он ищет формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики своих учителей - С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана. В завершение праздничной программы прозвучит Финал из Симфонии № 1 Вьерна.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия соль мажор, BWV 568
Фуга соль мажор (Жига), BWV 577
Антонио Вивальди (1678-1741)
Концерт «Зима»:
Allegro non molto - Largo - Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Концерт соль мажор, BWV 592:
Без названия - Grave - Presto
Три хоральные обработки «Nun komm, der Heiden Heiland» («Гряди, язычников Спаситель»),
BWV 659, 660, 661 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»
Густав Адольф Меркель (1827-1885)
«Рождественская пастораль», ор.56
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)
Дивертисмент из балета «Щелкунчик»:
Шоколад (Испанский танец)
Кофе (Арабский танец)
Чай (Китайский танец)
Трепак (Русский танец)
Марсель Дюпре (1886-1971)
Вариации на рождественскую тему, ор.20
Луи Вьерн (1870-1937)
«Вечерняя звезда» из «24 фантастических пьес», ор.54 № 3
Финал из Органной симфонии № 1 ре минор, ор.14