Опера «Нос»/ «The Nose»
12 +

Опера «Нос»/ «The Nose»

Продолжительность
2 ч 25 мин
Описание

Опера в трех действиях, десяти картинах
Возрастная категория 12+

Cпектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.

Музыка Дмитрия Шостаковича
Либретто Евгения Замятина, Георгия Ионина, Александра Прейса и Дмитрия Шостаковича по одноимённой повести Николая Гоголя

Мировая премьера: 18 января 1930 года, Государственный академический Малый оперный театр, Ленинград
Премьера в Мариинском театре: 10 апреля 2004 года, Санкт-Петербург

Оперу-фантасмагорию Шостаковича ставили в России только в Ленинградском Малом оперном театре в 1930 году (то была мировая премьера) и в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского в Москве в 1974-м. В отличие от предшественников Юрий Александров не рассматривал «Нос» как сатиру на царский режим или мещанство – его спектакль в Мариинском получил подзаголовок «Страсти по Ковалёву». Впрочем, настоящим героем спектакля оказался не Ковалёв, а именно Нос, который явился публике сразу во множестве обличий: бутафорский носик в натуральную величину, резиновое полотно в форме носа, зашитый в эластичный белый мешок танцовщик и, наконец, Нос-тенор, восстающий из гроба в виде Наполеона.

Александров признавался: «Пьеса Гоголя, великого мистификатора и в то же время великого русского страдальца, достаточно запутана. Я запутал ее еще больше». Здесь цирк, «Окна РОСТА», полицмейстер в гоголевской шинели размером с трехэтажный дом и сирин с алконостом, парящие над библейского вида толпой в Казанском соборе. Режиссер использовал тот же метод, что и в мариинском «Семене Котко» пятью годами ранее: острый гротеск, создание гипертрофированного и подчас перечащего либретто сценического действия. В сочетании с дробно-монтажной, поминутно извивающейся и искрящей партитурой Шостаковича это дало несколько избыточный результат. Стержнем столь пестрого, калейдоскопического зрелища стала сценография Зиновия Марголина – опрокинутый петербургский двор-колодец. В ключевые моменты оперы раскрывается видеозадник и действие затягивает в ошеломляющий металлический тоннель – «смесь упавшей на бок башни Татлина с урбанистическими катакомбами, населяющими американские триллеры».
Богдан Королёк

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Юрий Александров
Художник-постановщик – Зиновий Марголин
Художник по костюмам – Мария Данилова
Художник по свету – Глеб Фильштинский
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Камиль Кутыев 
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева

Спектакль идет с одним антрактом.


Opera in three acts and ten scenes
Age category 12+

Performed in Russian (the performance will have synchronised Russian and English supertitles).

Music by Dmitry Shostakovich
Libretto by Yevgeny Zamyatin, Georgy Ionin, Alexander Preis and the composer after the short story by Nikolai Gogol

World premiere: 18 January 1930, State Academic Maly Opera Theatre, Leningrad
Premiere at the Mariinsky Theatre: 10 April 2004

Shostakovich's phantasmagorical opera has only been staged in Russia at Leningrad's Maly Opera Theatre in 1930 (the world premiere) and at the Boris Pokrovsky Chamber Music Theatre in Moscow in 1974. Unlike his predecessors, Yuri Alexandrov did not regard The Nose as a satire of the tsarist regime or the bourgeoisie – his production at the Mariinsky Theatre had the secondary title of Passions for Kovalev. Apropos, the true hero of the production was not Kovalev, but the Nose itself, which appeared before the audience in many guises all at once: a prop nose of real-life proportions, a rubber canvas in the form of a nose, a dancer sewn into an elastic white bag and, finally, the Tenor-Nose that arises from the grave in the form of Napoleon.

Alexandrov admitted that "This piece by Gogol, the great mystifier and at the same time a great Russian sufferer, is seriously complex. I have made it even more complex." Here we have a circus, ROSTA posters, a chief of police dressed in Gogol's overcoat the size of a three-storey building and Sirin and Alkonost, soaring over a biblical-like crowd in Kazan Cathedral. The director used the same method employed at the Mariinsky Theatre five years earlier with Semyon Kotko: witty grotesque and the creation of a hypertrophied and at times riotous libretto of the on-stage plot. Combined with the staccato-arrangement of Shostakovich's constantly twisting and sparkling score, the result is rather extravagant. The "pivot" of this colourful and kaleidoscopic spectacle came with Zinovy Margolin's sets – an upside-down St Petersburg courtyard. At key moments in the opera a video backdrop is revealed and the plot unfolds in a stunning metallic tunnel – "a combination of Tatlin's Tower pushed on its side with urban catacombs inhabited by American thrillers."
Bogdan Korolyok

Musical Director: Valery Gergiev
Stage Director: Yuri Alexandrov
Set Designer: Zinovy Margolin
Costume Designer: Maria Danilova
Lighting Designer: Gleb Filshtinsky
Lighting Adaptation for the Mariinsky II by Kamil Kutyev 
Principal Chorus Master: Andrei Petrenko
Musical Preparation: Irina Soboleva

Running time: 2 hours 25 minutes.
The performance has one interval.

1 отзыв
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
марина ш.
02.05.2019 / 15:46
Несмотря на то,что музыка Шостаковича сложная,опера мне понравилась.Постановка прекрасная.Декорации и костюмы интересные.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург