• Описание
  • Отзывы
  • Афиша
  • 6 +

    Опера «Ночь перед Рождеством»/ «Christmas Eve»

    В избранном у 1 пользователя
    Продолжительность
    3 ч 00 мин
    Описание

    Опера в четырех действиях
    Возрастная категория 6+

    Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.

    Международный день защиты детей.

    Музыка Николая Римского-Корсакова
    Либретто композитора

    Мировая премьера: 28 ноября (10 декабря) 1895 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
    Премьера постановки: 31 декабря 2008 года, Концертный зал Мариинского театра, Санкт-Петербург

    До оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» в русском музыкальном театре уже рассказывали про влюбленного в гордую Оксану кузнеца Вакулу, про его мать – колдунью Солоху, про полет в Петербург на чёрте за царицыными сапожками. Тот же гоголевский сюжет – правда, не гоголевское слово  – лежит в основе оперы Чайковского «Черевички» (в первой редакции «Кузнец Вакула»). После смерти уважаемого коллеги композитор-сказочник взялся за давно привлекавший его материал и рассказал малороссийскую историю совершенно иначе.

    «Сказка – складка, песня – быль», – этим эпиграфом Римский-Корсаков открывает свою пояснительную записку к клавиру «Ночи перед Рождеством», изданном в 1895 году, в год мировой премьеры оперы. Для Римского-Корсакова обрядовая песня – это живой свидетель далекого, дохристианского прошлого, когда жизнь славян-земледельцев была органично вписана в годовой солнечный цикл. «Былью-колядкой» назвал свою оперу композитор; это не только переполненная чудесами сказка, но и опыт реконструкции – конечно, художественно опосредованной – столь привлекавших Римского-Корсакова древнеславянских верований и обрядов. «Говорят, был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога», – говорит гоголевский пасечник Рудый Панько в предисловии к «Ночи перед Рождеством»; кроме Коляды, Римский-Корсаков включает в пантеон еще одно божество – Овсеня. Пение колядок и овсенек – не просто святочная забава, а участие в грандиозном процессе поворота с зимы на лето; это вращение космического колеса требует единения всей общины. Тщательно изучив напевы подлинных народных обрядовых песен, Римский-Корсаков сделал колядку музыкальным стержнем оперы.

    Заложенная в опере «космичность» реализована в невероятно красочной, зрелищной постановке, идущей в Мариинском театре в последнее десятилетие. Ее премьера была приурочена к новогодней ночи 2008/2009 годов; режиссер Ольга Маликова поставила спектакль в Концертном зале, использовав присущую ему открытость к зрительному залу. Позднее постановка была перенесена на историческую сцену, но эффект «присутствия» – объединения зала и сцены – остался. Как колядовочный поезд, «Ночь перед Рождеством» собирает в зале и детей, и взрослых; это отличный спектакль для знатоков оперы и для новичков, для семейного похода в театр и для компании подростков. Здесь можно замереть в восхищении при виде фантастического хоровода звезд, от души хохотать над попавшими в мешки незадачливыми ухажерами, восхищаться красотой главной героини и ее прекрасным пением. И вместе с веселыми парубками и дивчинами почтить пасечника Панько-Гоголя, который в этой постановке лично присутствует в зале.
    Христина Стрекаловская

    Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
    Режиссер-постановщик – Ольга Маликова
    Сценография – Ксения Пантина
    Художник по костюмам – Варвара Евчук
    Художник по свету – Глеб Фильштинский
    Видеодизайнер – Виктория Злотникова
    Балетмейстер-постановщик – Надежда Калинина
    Ответственный концертмейстер – Марина Мишук
    Хормейстер – Павел Теплов

    Спектакль идёт с двумя антрактами.


    Opera in four acts
    Age category 6+

    Performed in Russian (the performance will have synchronised Russian and English supertitles).

    International Children's Day.

    Music by Nikolai Rimsky-Korsakov
    Libretto by the composer

    World premiere: 28 November (10 December) 1895, Mariinsky Theatre, St Petersburg
    Premiere of this production: 31 December 2008, Mariinsky Theatre Concert Hall, St Petersburg

    Prior to Rimsky-Korsakov’s opera Christmas Eve, Russian musical theatre had already seen tell of Vakula the smith who was in love with the proud Oxana, of his mother Solokha the witch and of the flight to St Petersburg with the Devil to fetch the Tsaritsa’s boots. The very same plot by Gogol – though not Gogol’s text – provided the basis for Tchaikovsky’s opera Cherevichki (Vakula the Smith in its first version). After the death of his much-admired colleague, the storyteller-composer tackled the material which had long fascinated him and told this Ukrainian story in a completely different way.

    “A fairy-tale is a fiction, a song is a true story” – with this epigraph Rimsky-Korsakov opens his explanatory note to the score of Christmas Eve, published in 1895, the year of the opera’s world premiere. For Rimsky-Korsakov ritual song was living evidence of a distant and pre-Christian past, when the life of Slavic farmers formed an organic part of the annual solar cycle. The composer called his opera a “true story and carol”; it is not just a fairy-tale crammed with miracles, but also an experiment in reconstruction – naturally, artistically indirect – of ancient Slavic beliefs and rituals that Rimsky-Korsakov found so attractive. “They say that there was once a wooden idol called Kolyada, whom the people took to be God,” says Gogol’s beekeeper Rudy Panko in the preface to Christmas Eve; as well as Kolyada, Rimsky-Korsakov includes another deity in his pantheon – Ovsen. Singing carols and chants is not just festive fun, but taking part in the grandiose process of moving from winter towards summer; as this cosmic wheel turns, all of society must come together. In carefully studying the chants of actual folk ritual songs, Rimsky-Korsakov made the carol the musical heart of the opera.

    The “universality” featuring in the opera is brought to life in this incredibly colourful and entertaining production, which has been performed at the Mariinsky Theatre for the last decade. Its premiere marked New Year’s Eve in 2008-2009; director Olga Malikova staged the production at the Concert Hall, making use of the fact that it is inherently open to the seating space. The production was later transferred to the historic stage, but the effect of “being in attendance” – unifying the auditorium and the stage – was retained. Like a carol-singing train, Christmas Eve picks up both children and adults in the auditorium; it is a brilliant production for opera connoisseurs and newcomers, for a family outing to the theatre and for teenagers alike. Here one can freeze in delight on seeing a fantastic roundelay of stars, laugh to the bottom of one’s heart at the hapless suitors who end up in sacks and admire the beauty of the female protagonist and her beautiful singing. And together with the merry lads and lasses one can honour Gogol’s beekeeper Panko, who in this production is in attendance in person.
    Khristina Strekalovskaya

    Musical Director: Valery Gergiev
    Stage Director: Olga Malikova
    Scenography: Xenia Pantina
    Costume Designer: Varvara Evchuk
    Lighting Designer: Gleb Filshtinsky
    Video Designer: Viktoria Zlotnikova
    Choreography: Nadezhda Kalinina
    Musical Preparation: Marina Mishuk
    Chorus Master: Pavel Teplov

    Running time: 3 hours.
    The performance has two intervals.

    0 отзывов
    Оставить отзыв
    Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
    Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
    Афиша
    Все мероприятия
    Есть билеты
    • Июнь (1 мероприятие )
    1
    Июня
    Суббота
    12:00
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 600 - 3000
    Показать ещё
    Выберите для продолжения оформления заказа
    Выберите город Санкт-Петербург