Концерт старинной музыки «Неаполь–Петербург»
6 +

Концерт старинной музыки «Неаполь–Петербург»

Актёры/Исполнители
Ансамбль старинной музыки «Солисты Екатерины Великой»: Вера Чеканова (сопрано), Андрей Пенюгин (барочная скрипка), Юлия Гайколова (барочная скрипка), Марина Куперман (барочный альт), Варвара Касторская (барочная виолончель), Ирина Шнеерова (клавесин)
Описание
Большинство композиторов, чья музыка прозвучит в этой программе, объединяет схожий биографический поворот: будучи родом из Италии и прожив значительную часть жизни в Неаполе – одной из крупнейших оперных столиц, – они были приглашены к российскому императорскому двору и внесли значительный вклад в развитие отечественной музыки – как оперной, так и инструментальной. Так, Бальдассаре Галуппи занимал соответствующую должность при императрице Екатерине II с 1765 по 1768 г., затем на этом посту его сменил Томмазо Траэтта (1769–1775), а в 1776 г. – Джованни Паизиелло. Франческо Арайя считается одним из первых композиторов в ряду "русских итальянцев": он впервые посетил Санкт-Петербург в 1735 г. и остался в истории как автор первой оперы, написанной на русский текст.

Неаполитанская школа – один из весьма примечательных этапов в развитии оперного жанра. На рубеже XVII–XVIII веков именно здесь происходит первый отход от изначального ориентира на первенство драматургии и вербальной составляющей: на первый план выступают сугубо мелодические достоинства вокальных партий, рассчитанных на виртуозное исполнение, призванных очаровать и поразить слушателя – не только и не столько яркостью эмоций или неординарностью сюжета, но, в первую очередь, самодостаточной красотой оперного голоса – будущего belcanto. В это же время появляются такие устойчивые формы, как итальянский тип увертюры и ария da capo, зачастую ассоциирующиеся с барочной театральной музыкой как таковой.

В итальянской инструментальной музыке этого времени также происходят существенные изменения по сравнению со стилистическими акцентами предшествующих десятилетий: кристаллизуется форма (на разных уровнях – от мелких структур до драматургии циклов), "типизируются" аффекты и воплощающие их выразительные средства, в инструментальное письмо постепенно проникает специфическая вокальная мелодика. Ключевым составом для многих итальянских композиторов этого времени становится ансамбль на основе смычковых инструментов скрипичного семейства – своего рода "национальный символ" итальянского оркестрового письма.

Исполнители:
Ансамбль старинной музыки «Солисты Екатерины Великой»:
Вера Чеканова (сопрано)
Андрей Пенюгин (барочная скрипка)
Юлия Гайколова (барочная скрипка)
Марина Куперман (барочный альт)
Варвара Касторская (барочная виолончель)
Ирина Шнеерова (клавесин)

В программе:
Франческо Дуранте (1684–1755)
Концерт соль минор для струнных, IFD 31
  Affetuoso. Presto
  Largo affetuoso
  Allegro affetuoso

Франческо Арайя (1709—1762-70)
Симфония ре мажор
  Allegro
  Andante
  Allegro

Джованни Паизиелло (1740–1816)
Каприччио ре минор

Джованни Баттиста Перголези (1710–1736)
Salve Regina
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург