• Описание
  • Отзывы
  • Афиша
  • Опера «Не только любовь»/ «Not Love Alone»
    12 +

    Опера «Не только любовь»/ «Not Love Alone»

    19 Февраля 19:00 Мариинский театр
    Продолжительность
    2 ч 00 мин
    Описание

    Опера в трех действиях с эпилогом
    Возрастная категория 12+

    Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках).

    Музыка Родиона Щедрина
    Либретто Василия Катаняна по рассказам Сергея Антонова

    Мировая премьера: 25 декабря 1961 года, Большой театр, Москва
    Премьера постановки: 1 марта 2017 года, Концертный зал Мариинского театра, Санкт-Петербург

    Сюжет оперы был заимствован из рассказа современного российского писателя Сергея Антонова «Тетя Луша». Рассказ повествовал о жизни заурядной русской деревни вскоре после окончания Второй мировой войны. Мужчин поубивали на фронте, и в деревне остались лишь бабы да безусые юнцы, полумальчишки, – в отрочестве моем я своими глазами видел такие деревни. Героиня оперы, немолодая уже женщина Варвара (с автором либретто Василием Катаняном мы поменяли ей имя), отчаянно влюбляется в такого юнца-полумальчишку. Любовное томление, сексуальное желание, да и нерастраченная материнская нежность, тайные встречи, деревенский любовный треугольник (у парня есть в деревне молодая невеста – одногодка), бурный конфликт и печальная, безрадостная развязка – невеселое многоточие. Деревня вновь погружается в скучные будни. Текст одной из частушек словно резюмирует главную мысль моей оперы: «Ой, маменька-мать, куда мне любовь девать? То ли по полю развеять, то ли в землю закопать?» <…>
    Премьера моей оперы «Не только любовь» состоялась в Москве, в Большом театре, 25 декабря 1961 года. Ее постановка вызвала сильное раздражение начальства по культуре: откровенно фрейдистские мотивы, соседствующие с монументальными патриотическими шествиями других советских опер, красными знаменами и славословием, были слишком вызывающим контрастом. Объявленные следующие четыре представления были заменены на вердиевскую «Травиату», и лишь через два месяца опера была показана на публике еще три раза, после чего тихо и бесславно исчезла из репертуара.
    Родион Щедрин

    Самую первую оперу Щедрина – «Не только любовь» (1961) – в Мариинском поставили последней. Получился достаточно неожиданный спектакль. Рискованный сюжет про советскую деревню 1950-х, где колхозники обсуждают сев, играют в козла, гуляют на вечеринке и наблюдают за душевной драмой председательницы колхоза, неожиданно влюбившейся в молодого городского пижона, режиссер Александр Кузин решил с психологической достоверностью, отточив взгляд, реплику, жест каждого из полусотни молодых певцов Академии, – сказался его огромный опыт работы в драматическом театре. Однако яркие, не бытовых расцветок костюмы Ирины Чередниковой подчеркивают, что это не деревенская проза, не «Братья и сестры», но опера молодого Щедрина, где либретто в основном состоит из частушек. Их ирония, бойкость, азарт задают тон спектаклю. Страсти большой оперы, героиней которой предстает Варвара Васильевна, музыкальная наследница раскольницы Марфы и Катерины Измайловой, сталкиваются с опереттой, на языке которой говорит ее визави – водевильный франт Володя. В одном действии – концерт-капустник доморощенного деревенского ансамбля на танцах, в другом – яростный монолог героини о надежде и невозможности счастья, где Варвару, как мухи-эринии, жалит невидимый хор, твердя ей: «Нет, нет, нет!» В хоровом эпилоге – фото для вечности, вся деревня выстроилась как на школьной фотографии, в центре – председатель. Эта композиция с частушкой «под язык» расскажет о современниках Щедрина больше, чем исследование о гендерных проблемах послевоенной деревни.
    Анна Петрова

    Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
    Режиссер-постановщик – Александр Кузин
    Художник-постановщик – Александр Орлов
    Художник по костюмам – Ирина Чередникова
    Художник по свету – Александр Сиваев
    Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
    Хормейстер – Павел Теплов 
    Балетмейстер – Гали Абайдулов

    Спектакль идет с одним антрактом.


    Opera in three acts and an epilogue
    Age category 12+

    Performed in Russian (the performance will have synchronised English and Russian supertitles).

    Music by Rodion Shchedrin
    Libretto by Vasily Katanian after stories by Sergei Antonov

    World premiere: 25 December 1961, Bolshoi Theatre, Moscow
    Production premiere: 1 March 2017, Concert Hall of the Mariinsky Theatre, St Petersburg

    The plot of the opera was taken from the tale Aunt Lusha by contemporary Russian writer Sergei Antonov. The tale narrates the life of a commonplace Russian village soon after the end of World War II. The men have been killed at the front and only young men – boys, really – remain in the village; in my youth I saw such villages with my own eyes. The heroine of the opera, the now not-so-young Varvara (the author of the libretto Vasily Katanian and I changed her name), falls desperately in love with just such a young man who is still half a boy. The loving languor, sexual desire, the unspent maternal tenderness, secret meetings, the village love triangle (the boy has a fiancée the same age in the village), the stormy conflict and the dark and gloomy denouement is a sad finale. The village is again immersed into day-to-day tedium. The text of one of the limericks literally sums up the main idea of my opera: “Oh, mother, my mother, what should I do with my love? Scatter it in the field or bury it in the earth?” <…>
    The premiere of my opera Not Love Alone took place at the Bolshoi Theatre in Moscow on 25 December 1961. The production resulted in severe irritation from the bosses in charge of culture – the openly Freudian motifs together with the monumental patriotic processions of other Soviet operas, red banners and glorification proved to be too much of a challenging contrast. The planned next four performances were replaced with Verdi’s La traviata, and it was only two months later that the opera was shown to the public another three times after which it quietly and ingloriously vanished from the repertoire.
    Rodion Shchedrin

    Shchedrin’s very first opera Not Love Alone (1961) was his last to be staged at the Mariinsky Theatre. It was a somewhat unexpected production. The risky plot about a Soviet village in the 1950s, where kolkhozniki (collective farmers) discuss the sowing, play the goat, go to parties and observe the mental drama faced by the collective farm’s chairwoman who unexpectedly falls in love with the young urban chap has been treated by stage director Alexander Kuzin with psychological veracity, refining the look, speech and gestures of the fifty-or-so young singers of the Academy, and his tremendous experience in drama theatre may also be observed. And yet the vivid, unusually coloured costumes by Irina Cherednikova underscore the fact that this is not village prose, not Brothers and Sisters, but rather an opera by the young Shchedrin where the libretto essentially consists of ditties. Their irony, glibness and passion set the tone for the work. The passions of a grand opera, the heroine of which appears in the form of Varvara Vasilievna and the musical heir to the schismatics Marfa and Katerina Ismailova come together with operetta, the language of which is spoken by her counterpart – the vaudeville dandy Volodya. In one act there is the concerto-skit of the homespun village ensemble in dances, and in the other there is the furious monologue of the heroine about her hopes and the impossibility of happiness where Varvara, like the tormenting Furies, stings the unseen chorus, repeating “No, no, no!” In the choral epilogue there is a photo for eternity, the entire village standing as if for a school photo, the chairwoman in the centre. This composition with an “under the tongue” ditty says more about Shchedrin’s contemporaries than any research into gender problems of a post-war village.
    Anna Petrova

    Musical Director: Valery Gergiev 
    Stage Director: Alexander Kuzin
    Set Designer: Alexander Orlov
    Costume Designer: Irina Cherednikova 
    Lighting Designer: Alexander Sivaev 
    Musical Preparation: Larisa Gergieva
    Chorus Master: Pavel Teplov
    Ballet Master: Gali Abaidulov

    Running time: 2 hours.
    The performance has one interval.

    0 отзывов
    Оставить отзыв
    Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
    Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
    Афиша
    Все мероприятия
    Есть билеты
    • Февраль (1 мероприятие )
    19
    Февраля
    Сегодня
    19:00
    Мариинский театр Концертный зал Мариинского театра
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 400 - 2100
    Показать ещё
    Выберите для продолжения оформления заказа
    Выберите город Санкт-Петербург