Д. Букстехуде, Г. Муффат, И. Пахельбель, Н. Брунс, И.С. Бах
Лауреат всероссийского и международного конкурсов
ТАТЬЯНА МОРДВИНОВА
(орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» – это захватывающее путешествие в мир органной музыки с известными органистами Санкт-Петербурга и всей России! Приглашаем жителей и гостей города на концерт Татьяны Мордвиновой «Немецкое барокко: избранное», который состоится в Римско-католическом храме св. Станислава 30 июля в 19:30.
В программе Татьяны Мордвиновой собрана коллекция выдающихся сочинений немецкой музыки эпохи барокко. Прозвучат творения в разных жанрах И. Пахельбеля, Д. Букстехуде, Н. Брунса, Г. Муффата и И.С. Баха.
Татьяна Мордвинова – выпускница кафедры органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского государственного университета, лауреат международного и всероссийского конкурсов. Исполнительница ведёт концертную и педагогическую деятельность на старинных клавишных инструментах.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Южнонемецкий композитор эпохи барокко Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Наиболее известным является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Будут исполнены две пьесы из цикла.
Хоральные органные обработки Баха – это камерный жанр, в котором он раскрывает мир лирических образов – возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. В программу концерта включены два хорала: проникновенный «Из глубины взываю к Тебе, Господь Иисус Христос» и известный «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос», который звучит в кинофильме «Солярис» А. Тарковского.
В программе концерта – «Дорийская» Токката и фуга Баха. Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый из них был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. В характере «Дорийской» Токкаты и фуги Баха преобладает мужественное начало. Энергичная Токката продолжается неуклонной, величественной фугой. Разворачивающееся действо по масштабу формы сопоставимо с крупными сочинениями композитора для хора и оркестра.
Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. В наследии Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции - прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров. В своём творчестве композитор обращался также и к жанру хоральной обработки. Прозвучит хорал «Иисус Христос, наш Спаситель».
Творчество И. Пахельбеля – одна из вершин южнонемецкой органной музыки периода барокко. При жизни наибольшую известность приобрели именно его органные произведения (более 200). Пахельбелем написаны шесть Чакон, демонстрирующих искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а противосложения - своей рельефностью. Будут исполнены Токката ми минор и Чакона фа минор.
Н. Брунс был учеником Д. Букстехуде, он прославился как органист и скрипач. Известны лишь несколько его сочинений для органа, которые говорят о выдающемся композиторском даре. Импульсивная Прелюдия in G, завершающая концерт, создана в жанре «stylus fantasticus», которому присущи эмоциональность и разнообразие характеров.
Программа концерта:
Георг Муффат (1653-1704)
Две пьесы из сборника «Apparatus musico-organisticus»:
Toccata prima и Пассакалия in g
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Хоральная прелюдия «Aus der Tiefe rufe ich» («Из глубины взываю к Тебе, Господи»), BWV 745
Токката и фуга ре минор «Дорийская», BWV 538
Хоральная прелюдия «Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ» («Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос»), BWV 639 из цикла «Органная книжечка»
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Хоральная прелюдия «Jesus Christus, unser Heiland»
(«Иисус Христос, наш Спаситель»), BuxWV 198
Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Токката in e, P.462
Чакона in f, P.43
Николаус Брунс (1665-1697)
Прелюдия in G