Концерт органной музыки «Музыкальный проповедник»
6 +

Концерт органной музыки «Музыкальный проповедник»

Описание
Немецкое барокко, открывающее программу, вводит нас в мир «риторической музыки», где непосредственность высказывания идёт рука об руку с тщательно продуманной формой, призванной расположить разные части музыкальной «речи» в наиболее убедительном порядке. Свободные сочинения, токкаты и прелюдии, были для немецких органистов этого времени музыкальным подобием ораторского искусства, иллюстрируя известную идею лютеранства о том, что «орган – тоже проповедник».

BWV 564 вмещает в себя сразу несколько моделей формообразования: трëхчастную структуру цикла (быстрого с контрастной медленной серединой) можно трактовать как вольную фантазию на тему итальянского концерта. С другой стороны, изобилие педальных соло в токкате и фуге явно отсылает нас всё к тому же северонемецкому письму: тот беспрецедентный уровень виртуозного владения педалью, который мы встречаем в BWV 564, возник из пышных и зачастую весьма протяжëнных (хотя и более простых по структуре) сольных фрагментов в свободных сочинениях Букстехуде.

Взлёт французской органной музыки рубежа XIX–XX веков совпал с непростым для церковной музыки временем, когда орган в буквальном смысле покинул стены храма. Декоративный стиль этого периода сочетается с новыми витками интенсивного духовного поиска – его пример мы видим в «Литаниях» Жана Ариста Алена, сочинении, чьи образы прочно связаны с драматичным мировосприятием первой половины XX века. Другим композитором, стремившимся примирить светский дух модерна и религиозное содержание, был Анри Мюле. «Византийские эскизы», один из которых – Tu est petra – прозвучит в завершение программы, были созданы в 1914–1919 годы как своеобразное посвящение базилике Сакре-Кёр, где Мюле служил органистом. В этой пьесе, выдержанной в моторном токкатном движении, композитор рисует те самые «адские врата», превращая декоративную фактуру пьесы в подлинную возможность поведать о своей глубокой вере.

Исполнитель:
Анна Калинкина (орган)

В программе:
Георг Муффат (1653–1704)
Toccata septima из сборника Apparatus Musico Organisticus

Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона in d

Дитрих Букстехуде (ок. 1637–1707)
Прелюдия in fis, BuxWV 146

Иоганн Себастьян Бах(1685–1750)
Токката, adagio и фуга до мажор, BWV 564

Сезар Франк (1822–1890)
Andantino соль минор, FWV 25

Жан Арист Ален (1911–1940)
«Литании», JA 119
Intermezzo для органа, JA 66bis

Анри Габриэль Муле (1878–1967)
Tu es petra… из сборника Esquisses byzantines, 1908 г.
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Афиша
Все мероприятия
Есть билеты
  • Октябрь (1 мероприятие )
30
Октября
Среда
19:30
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 700 - 1000
Показать ещё
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург