12 +

Опера «Млада» (концертное исполнение)/ «Mlada» (opera in concert)

Описание

Концертное исполнение оперы
Возрастная категория 12+

Cопровождается синхронными титрами на русском языке.

Музыка и либретто Николая Римского-Корсакова
на основе сценария Степана Гедеонова и Виктора Крылова

Действие происходит в IX или X веке в славянских землях Балтийского поморья, в городе Ретре близ Лабы (Эльбы).

Вступление
Княжна Млада.

Первое действие
Замок ратарского князя Мстивоя. Девушки плетут венки для предстоящего праздника Купалы. Неспокойно на душе у Войславы: страстная любовь к молодому князю Яромиру толкнула ее на преступление – в сговоре с отцом она отравила с помощью золотого кольца свою соперницу и невесту Яромира руйскую княжну Младу. Князь Мстивой негодует на то, что Яромир холоден к его дочери. Он лелеет корыстную мечту сделать Яромира своим зятем, чтобы присоединить к Ретре арконские земли. Тщетно Войслава призывает на помощь богиню любви Ладу. Старая нянька Святохна убеждает ее, что помощи нужно искать у Морены, богини подземного царства. Сердце Яромира будет принадлежать Войславе, если она согласится навеки стать рабыней богини зла. Войслава согласна. Раздается гром, все погружается во мрак, а на месте Святохны оказывается Морена. Богиня предупреждает девушку, что из царства тьмы нет возврата и, отметив ее своим знаком, исчезает.
К Мстивою на праздник Купалы прибывает Яромир со свитой. Чары Морены начинают действовать – Яромир покорен красотой Войславы и клянется ей в любви. Мстивой приглашает гостей принять участие в пляске. Пока все готовятся к празднику, Яромир засыпает. Ему грезится сад, в котором он объясняется в любви княжне Младе. Светлые видении сменяют друг друга. Вот храм Световида в Арконе, где происходит бракосочетание Яромира и Млады. Среди гостей – любимая подруга Млады, Войслава. Она дарит невесте золотое обручальное кольцо. Млада надевает его и падает мертвой на руки Яромира. В смятении Яромир пробуждается. Слуги Мстивоя зовут его на праздник.

Второе действие
Долина перед Ретрою на берегу Долинского озера, вдали виден храм Радегаста. На праздник Купалы собрался торговый люд из славянских и далеких земель. Между полабскими и новгородскими купцами едва не разгорается ссора, но их успокаивает баян Лумир, напоминая об общем враге, тевтонских христианах. Проходит княжеская процессия, и вегласный жрец начинает обряд гадания. Мстивой призывает гостей потешить полабских князей веселой пляской. Следуют друг за другом литовская и индийская пляски, после чего начинается хоровод – коло, в котором девушки и парни выбирают себе пару и целуются. Тень Млады встает между Войславой и Яромиром, и князь, оставив свою новую невесту, устремляется за призраком. Войслава в отчаянии взывает к Морене, чьи чары оказались слабее любви Яромира к Младе. Мстивой, уводя дочь, велит не прерывать игр и танцев.

Третье действие
Ночь на горе Триглав. Тени усопших душ слетаются со всех сторон, они кружатся в фантастическом танце. Восходит полная луна, она бросает свет на тень Млады, что манит за собой Яромира. Князь умоляет простить его и принять в мир безмолвных призраков. Духи отвечают ему, что конец разлуки уже близок. Млада, а вслед за ней и Яромир исчезают.
Месяц багровеет, раздается гром, начинается шабаш духов тьмы. В неистовом вихре танца проносятся исчадия ада. Морена просит Чернобога разрушить чары Лады и помочь Войславе получить Яромира. Чернобог решает призвать тень царицы Клеопатры, которая должна обольстить князя. Мрачное ущелье преображается в роскошный египетский дворец. Рабыни и танцовщицы развлекают возлежащую на богато убранном ложе Клеопатру. Из-под земли поднимается тень Яромира, рядом с ней возникает тень Млады. Клеопатра танцует, пытаясь обольстить Яромира. Крик петуха прерывает оргию, все мгновенно исчезает. Наступает утро, пробуждается природа, птицы поют. Очнувшись, Яромир решает направиться в храм Радегаста и просить жрецов объяснить значение его видений.

Четвертое действие
Храм Радегаста в Ретре. У храма Радегаста жрецы исполняют священный обряд. Яромир просит главного жреца разгадать его таинственный сон. Тот предлагает князю дождаться ночи, когда появятся тени покровительствующих ему пращуров, они и откроют правду. Спускается тьма. Голоса духов сообщают Яромиру: «Войслава отравила Младу. Отмсти!» Появляется Войслава. Она сама признается в своем злодеянии и умоляет Яромира полюбить ее. Вдруг на голове княжны зловеще вспыхивает огненный венец – знамение Морены. Яромир хватает ее за косу и поражает мечом. Умирая, Войслава кличет Морену. Богиня призывает темные силы, чтобы разрушить храм. Начинаются буря, землетрясение, озеро затопляет Ретру. Тьма рассеивается. На вершине Буж-камня появляются призраки Млады и Яромира. Их приветствуют спустившиеся с небес боги и светлые духи.

Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук


Opera in concert
Age category 12+

The performance wiil have synchronised Russian supertitles.

Music and libretto by Nikolai Rimsky-Korsakov

The city of Rethra, near the Laba (Elbe) in the Slavonic territories on the Baltic shore, 9th or 10th century

Act 1
Mstivoy’s lands. Maidens are weaving garlands for the midsummer holiday. Mstivoy’s daughter Voyslava is troubled; her passionate love for the young Arkonian prince Yaromir has led her into wrongdoing – she has killed Mlada, Yaromir’s bride. Faithful to the memory of his beloved, Yaromir has spurned her. She calls to Lada, the goddess of love, for assistance, but her crime has turned the beneficent deities against her. Her old nurse Svyatokhna promises help if Voyslava will pledge herself to Morena, goddess of the underworld. Voyslava agrees; thunder is heard, the scene is plunged into darkness, and before her stands not Svyatokhna but Morena herself, who calls upon the dark forces on Voyslava’s behalf.
Yaromir arrives with his retinue to celebrate midsummer. Morena’s spell begins to work: struck by Voyslava’s beauty, Yaromir pledges his troth to her. Mstivoy orders a dance of celebration (a redowa). Yaromir falls into a charmed sleep, and in a vision sees how Voyslava had murdered Mlada with a poisoned ring. He awakes in confusion. Servants of Mstivoy summon him to the festival.

Act 2
A lakeside valley outside the Temple of Radegast. Tradespeople from many countries have gathered for the festival. A fight nearly breaks out between the Polabians and the Novgorod merchants, but the bard Lumir calms them, reminding them of their common enemy, the Teutonic Christians. The princes of the land assemble in a procession. The High Priest leads a divination rite. Mstivoy orders entertainment (Lithuanian Dance; Hindu Dance). The ritual of wreaths and idols now begins with a khorovod, in which couples kiss periodically. At each such moment, however, Mlada’s shade materializes between Voyslava and Yaromir, separating them; Yaromir rushes off after the shade. Voyslava curses Morena, whose spell has proved weaker than Yaromir’s love for her rival. Mstivoy leads his daughter away, commanding that the khorovod continue. It reaches its climax with the ritual casting of wreaths on the waters of the lake.

Act 3
A gorge at the summit of Mount Triglav (Three Peaks); night, lit by shooting stars. The shades of departed souls weave their midsummer garlands (Fantastic Kolo). The moon rises, revealing Mlada leading Yaromir up the mountainside. He pleads with her to forgive him and admit him to the silent world of shades, but she disappears, telling him (by gesture) that he must endure the trial. The moon turns crimson; subterranean thunder announces the beginning of a Witches’ Sabbath. The bright shades disperse, to be replaced by Chernobog’s entourage of monsters and demons (Hellish Kolo). Morena beseeches the evil god to break Lada’s spell and let Voyslava gain Yaromir. At Chernobog’s command the sorcerer Kashchey conjures up a vision of Cleopatra to seduce Yaromir. The cock’s crow brings the orgy to a halt. Morning finds Yaromir asleep beneath a tall tree. Awakening, he decides to return to the Temple of Radegast and ask the priest to explain the meaning of his visions.

Act 4
The Temple of Radegast. Yaromir makes his way to the temple and watches the priests perform their ceremonies. The High Priest bids him await dark, when the shades of ancient heroes will appear to reveal the truth. Night falls; the shades arrive and tell him ‘Voyslava has indeed poisoned Mlada; avenge her!’. Voyslava enters in pursuit; she confessed her crime but tries to excuse it by her love for Yaromir. But he seizes her by the hair and runs her through with his sword. Dying, she calls on Morena to avenge her. The goddess commands the dark forces to send storm and earthquakes to destroy the temple; the lake overflow and the city of Rethra is submerged. When the storm subsides a rainbow lights the air, and the shades of Yaromir and Mlada are seen embracing atop the Holy Rock, surrounded by all the beneficent deities.

1 отзыв
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
ольга
27.05.2019 / 10:53
Концертное исполнение оперы позволяет насладиться вокалом, музыкой, не отвлекаясь на декорации, костюмы, сценические действия. "Млада" - опера-балет, но в данном случае мы только слушаем, вариант немного сокращенный, но не теряет.Эта опера редко ставится.

Оркестр под управление Гергиева, солисты и хор театра-высочайшее мастерство. Музыка Римского-Корсакова потрясает своей мощью.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург