Концертная программа знакомит слушателей с жанром инструментального квартета. В программе прозвучат известные и редко исполняемые сочинения, созданные зарубежными композиторами трех столетий.
Австрийский композитор Йозеф Гайдн — один из основоположников венского классицизма — считал, что «Квартет — это беседа четырех неглупых людей».
Действительно, гармония (и одновременно сложность) квартетного жанра заключается в органичном сочетании инструментальных голосов, подразумевая при этом определенную самодостаточность каждого из них.
В исполнении музыкантов «Петербург-концерта» прозвучит одно из самых светлых сочинений Гайдна — Квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели (из пятого опуса), — созданного в период становления творческого стиля композитора.
В наследии Людвига ван Бетховена — шестнадцать струнных квартетов. Немецкий композитор уделял огромное внимание этому жанру и способствовал его активному развитию: некоторые из них по масштабу замысла и глубины драматургии приближаются к симфонии.
Одиннадцатый струнный квартет был создан Бетховеном в период серьезных душевных потрясений. Пережив очередную личную драму, сорокалетний композитор запечатлел свои переживания в квартете, которому предпослал подзаголовок serioso, что означает «серьезный».
Произведения французского композитора Артюра Онеггера практически не знакомы российским слушателям. Пройдя через увлечения музыкальным конструктивизмом и урбанизмом, Онеггер сосредоточил свое внимание на глубоких гуманистических темах, нередко обращаясь к античным, библейским и средневековым сюжетам.
Рапсодия для двух флейт, кларнета и фортепиано (в концерте она представлена в переложении для флейты, скрипки, альта и фортепиано), написанная Онеггером в 1920-е годы, покоряет мягкостью и мелодизмом на фоне бурных событий времени.
Творчество немецкого композитора Рихарда Штрауса занимает важное место в мировой истории музыки. Прежде всего, композитор прославился своими творениями, созданными для симфонического оркестра и оперного театра.
Фортепианный квартет (в его состав входят скрипка, альт, виолончель и фортепиано) написан двадцатилетним Штраусом под влиянием камерно-инструментальных сочинений с участием рояля другого немецкого композитора – Иоганнеса Брамса, – что не помешало автору, исполнившему на премьере партию фортепиано, проявить свою творческую индивидуальность.
Программа:
Йозеф Гайдн (1732-1809). Квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели ор. 5
Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Струнный квартет N 11 фа минор, op. 95
Артюр Онеггер (1892-1955). Рапсодия для флейты, скрипки, альта и фортепиано
Рихард Штраус (1864-1949). Фортепианный квартет до минор, ор. 13
Исполнители: лауреаты международных конкурсов Варвара Захарова (флейта), Анна Корзун (фортепиано), Квартет имени Н. А. Римского-Корсакова
Продолжительность – 1 час 20 минут без антракта
Экскурсия по Дому Кочневой в 18:00