Опера в трех действиях, семи картинах (постановка 1950 года)
Возрастная категория 12+
Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.
Музыка Петра Чайковского
Либретто Виктора Буренина по поэме Александра Пушкина «Полтава», переработанное композитором
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Мировая премьера: 15 февраля 1884 года, Большой театр, Москва
Премьера постановки: 15 мая 2009 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Место действия – Украина. Время – начало XVIII века.
Действие первое
Картина первая
Дом и сад Кочубея.
Девушки приходят к Марии, дочери Кочубея, и зовут ее с собою погадать о суженом. Мария отказывается: у отца в гостях гетман Мазепа, которого она любит.
Друг ее детства казак Андрей, зная о тайной страсти Марии, признается тем не менее ей в беззаветной любви и уговаривает забыть Мазепу. Мария, понимая всю безрассудность своего чувства, все же не в состоянии бороться с ним.
В сад выходят Кочубей, его жена Любовь, Мазепа и гости. Слуги Кочубея развлекают Мазепу песнями и плясками.
Мазепа просит у Кочубея руки Марии. Кочубей и Любовь возмущены предложением старого гетмана – крестного отца Марии. Гетман обращается к Марии и предлагает выбор между собой и родителями. Она после мучительных колебаний отдает свою руку Мазепе. Гетман увозит Марию.
Картина вторая
Комната в доме Кочубея.
Мать Марии оплакивает дочь, покинувшую отчий дом. Она торопит мужа отомстить Мазепе. Кочубей объявляет план мщения: он узнал о связях гетмана со шведским королем Карлом XII, о готовящейся измене Мазепы Петру I и решил выдать гетмана русскому царю.
Андрей готов отдать донос в руки царя. Единомышленники Кочубея полны ненависти к гетману Мазепе.
Действие второе
Картина третья
Подвал в Белоцерковском дворце Мазепы.
Лживый гетман, предупрежденный о доносе приближенными Петра I, успел оклеветать Кочубея перед царем. Закованные в цепи и истерзанные, Искра и Кочубей ждут допроса.
Входит Орлик – приближенный гетмана. Он требует у Кочубея выдачи клада, будто бы закопанного им в его деревне Диканьке.
Ничего нет у Кочубея: его честь – поругана Мазепой, любимая дочь – отнята у него Мазепой.
Только одного жаждет Кочубей – мести.
Картина четвертая
Комната во дворце Мазепы.
Гетман тайно принимает послов шведского короля. Входит Орлик, которому он отдает приказ о казни Кочубея.
Появляется Мария. В разговоре с Мазепой она упрекает его в холодности к ней. Ревнивые подозрения томят ее душу. Нехотя гетман вынужден открыть истинную причину его холодности, он открывает ей тайну заговора против русского царя. Мазепа хочет знать, кого бы Мария предпочла – отца или супруга, если бы ей пришлось делать выбор? В смятении она говорит о беспредельности своей любви, ей непонятен выбор, который предлагает Мазепа. Мазепа уходит.
Тайком пробравшаяся во дворец гетмана, появляется мать Марии, она рассказывает дочери о неудавшемся доносе на Мазепу и потрясена тем, что дочь не знает о готовящейся казни отца. Мария и Любовь спешат остановить казнь.
Картина пятая
Дорога, ведущая к месту казни Кочубея.
Народ ждет появления обреченных, в толпе поет и пляшет пьяный казак. Проходят палач, затем Мазепа с Орликом, затем ведут Кочубея и его друга Искру. Осужденные прощаются друг с другом, с народом и жизнью и идут к эшафоту.
Вбегают Мария и Любовь. Но они опоздали. Казнь свершилась.
Действие третье
Картина шестая
Полтавский бой – симфоническая картина
Картина седьмая
Бывший дом и сад Кочубея.
Разгар боя, русские воины преследуют шведов, среди них – Андрей. Он останавливается и вспоминает прошлое, в котором был счастлив. Появляются Мазепа и Орлик. Они бегут с поля сражения под Полтавой. Андрей, увидев Мазепу, бросается на него с ca6лей, но Мазепа опережает Андрея и, выстрелив, смертельно ранит.
Появляется лишенная рассудка Мария, она ничего не узнает вокруг. Подавленная горем дочь страдает о казнённом отце.
Орлик и Мазепа скрываются. Не узнавая умирающего Андрея, Мария убаюкивает его колыбельной песней.
Постановка Ильи Шлепянова (1950)
Художник – Александр Константиновский
Режиссер капитального возобновления – Юрий Лаптев
Художник по свету – Дамир Исмагилов
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Спектакль идет с двумя антрактами.
Opera in three acts, seven scenes (1950 Production)
Age category 12+
Performed in Russian (the performance will have synchronised English and Russian supertitles).
Music by Pyotr Tchaikovsky
Libretto by Pyotr Tchaikovsky and Viktor Burenin based on the epic poem Poltava by Alexander Pushkin
World Premiere: 15 February 1884, Bolshoi Theatre, Moscow
Premiere of this production: 15 May 2009, Mariinsky Theatre, St Petersburg
The action is set in the Ukraine in the early 18th century.
Act I
Scene 1
Kochubei’s house and garden.
The girls bring in Maria, Kochubei’s daughter, and take her off to have her fortune told. She refuses: her father has a guest, the hetman Mazepa whom she loves.
Her childhood friend, Andrei the Cossack, knowing of Maria’s secret passion, nevertheless declares his unrequited love for her and begs her to forget Mazepa. Maria, understanding the full recklessness of her feelings, is nonetheless powerless to resist them.
Kochubei enters the garden with his wife Lyubov, Mazepa and the other guests. Kochubei’s servants amuse Mazepa with singing and dancing. Mazepa asks Kochubei for Maria’s hand in marriage. Kochubei and Lyubov are incensed at the old hetman’s proposal – he is Maria’s godfather. The hetman turns to Maria and offers her a choice between him and her parents. After tortuous hesitation, she gives her hand to Mazepa. The hetman takes Maria away.
Scene 2
A room in Kochubei’s house.
Maria’s mother is lamenting her daughter, who has left her father’s home. She urges her husband to take revenge on Mazepa. Kochubei reveals his plan: he has found out about the links between the hetman and Sweden’s King Charles XII and of Mazepa’s proposed betrayal of Peter I, and he resolves to present the hetman to the Russian Emperor.
Andrei is ready to deliver the denunciation to the Emperor. Kochubei’s acquaintances are filled with hatred for the hetman Mazepa.
Act II
Scene 3
A cellar in Mazepa’s palace in Belotserkovsk.
The lying hetman, having been warned of his denunciation by Peter I’s retainers, has succeeded in slandering Kochubei to the Emperor. Bound in chains and having been tortured, both Iskra and Kochubei await interrogation.
Orlik, the hetman’s retainer enters. He demands that Kochubei give up the treasure he has allegedly buried in the village of Dikanka. Kochubei has nothing: his honour has been despoiled and his beloved daughter taken from him by Mazepa.
Kochubei desires one thing only – revenge.
Scene 4
A room in Mazepa’s palace.
The hetman is receiving in secret the ambassadors of the Swedish King. Orlik enters and receives the order to execute Kochubei.
Maria appears. In a talk with Mazepa, she upbraids him for his coldness towards her. Jealous suspicions torment her soul. Unwillingly, the hetman must state the true reason for his coldness, and he reveals the secret plan against the Russian Emperor. Mazepa wants to know whom Maria would choose: her father or her husband, if she was forced to make that choice? In disarray, she speaks of the boundless nature of her love, saying she does not understand the choice Mazepa is offering. Mazepa leaves. Having secretly gained access to the palace, Maria’s mother appears; she tells her daughter of the failed plot against Mazepa, and is stunned that her daughter does not know about the death that awaits her father. Maria and Lyubov hasten to stop the execution.
Scene 5
The road leading to Kochubei’s place of execution.
The people await the appearance of the sentenced men, while a drunken Cossack sings and dances in the crowd.
The executioner appears, followed by Mazepa and Orlik, then Kochubei and his friend Iskra are brought in. The sentenced men bid farewell to one another, to the people and to life and they mount the scaffold. Maria and Lyubov run in. But they are too late. Sentence has been carried out.
Act III
Scene 6
The Battle of Poltava – symphonic scene.
Scene 7
Kochubei’s former home and garden.
The height of the battle, and the Russian warriors are pursuing the Swedes; Andrei is among them. He stops by the roadside and recalls the past when he was happy. Mazepa and Orlik appear. The y have fled the battle at Poltava. Andrei, recognising Mazepa, attacks him with his sword, but Mazepa is too quick for Andrei and wounds him fatally.
Maria appears; she has lost her mind; she recognises nothing around her. Drowning in grief, the girl laments her murdered father.
Orlik and Mazepa hide. Not recognising the dying Andrei, Maria soothes him with a lullaby.
Musical Director: Valery Gergiev
Stage Director: Ilya Shlepyanov (1950)
Set Designer: Alexander Konstantinovsky
Revival Director: Yuri Laptev
Lighting Designer: Damir Ismagilov
Principal Chorus Master: Andrei Petrenko
Musical Preparation: Irina Soboleva
Running time: 4 hours 05 minutes.
The performance has two intervals.
Прекрасная сценография, музыка, игра актеров, костюмы ,можно всем рекомендовать
2. Красочная опера.
3. Отличный вокал.
Красочные декорации. Живые лошади.