опера Лео Делиба (полусценическое исполнение)
Исполняется на французском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)
Мировая премьера: 14 апреля 1883 года, Комическая опера, Париж
Премьера в Мариинском театре: 6 декабря 1884 года, Императорская итальянская оперная труппа
Премьера постановки: 4 июля 2021 года
Продолжительность спектакля 3 часа 20 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Возрастная категория 12+
АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Лео Делиба
Либретто Эдмона Гондине и Филиппа Жиля
Хореография – Александр Сергеев
Художник по свету – Вадим Бродский
Художник по видео – Вадим Дуленко
Художник-технолог по костюмам – Антония Шестакова
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Хормейстер – Павел Теплов
Репетитор по французскому языку – Ксения Клименко
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Действие происходит в Британской Индии в конце XIX века.
Действие первое
Жилище брамина Нилаканты, окруженное тенистым лесом. Раннее утро. Индусы и индуски во главе с Нилакантой и его дочерью Лакме молитвою Брахме приветствуют наступление дня. По окончании молитвы все расходятся. После церемонии Нилаканта, оставив дочь на попечение подруги – Маллики – и своего слуги Хаджи, направляется в священную пагоду. Девушки же решают плыть на лодке за цветком лотоса. В их отсутствие в запретное для чужестранцев место приходят дочери губернатора Индии – Элен и Роза – в сопровождении гувернантки, миссис Бентсон, и двух английских офицеров: Джеральда, жениха Элен, и его товарища Фредерика. Все они жаждут познакомиться с нравами индусов, но, узнав жилище свирепого фанатика-брамина Нилаканты, в страхе спешат удалиться. Остается лишь Джеральд: случайно заметив дорогой убор Лакме, он намерен во что бы то ни стало зарисовать его в свой альбом. Красота вернувшейся Лакме поражает англичанина. Ее предупреждение о грозящей ему гибели в случае, если его застанет в священном месте отец, незнакомца не пугает. В сердце Лакме закрадывается любовь к отважному офицеру, и она, заметив издали брамина, умоляет Джеральда скрыться. Нилаканта по сломанному плетню догадывается о посещении его дома европейцем и клянется отомстить нечестивцу.
Действие второе
Городская площадь. Народный праздник в разгаре. Лакме тоскует о Джеральде. Нилаканта, полагая, что причина ее грусти – нанесенное оскорбление, решает выследить обидчика. Смущение Лакме при виде Джеральда, подошедшего к ней во время ее пения, открывает брамину, кто его враг. Лакме, оставшись наедине с любимым, умоляет его бежать с ней. Он медлит с решением. В это время через площадь проходит священная процессия жрецов. Нилаканта, улучив удобный момент, подкрадывается к Джеральду и поражает его кинжалом. Потрясенная Лакме приказывает Хаджи нести раненого за ней.
Действие третье
Лес. Лакме сторожит сон раненого Джеральда, а когда он просыпается, рассказывает историю его спасения. Англичанин, очарованный красавицей, готов соединиться с нею навек и – по индуистскому религиозному обряду – выпить с ней из одной чаши воду из священного ручья. Лакме спешит принести воды. В ее отсутствие появляется Фредерик и убеждает товарища вернуться в полк, готовый выступить в поход. Сознание долга отрезвляет Джеральда, и он обещает другу последовать его совету. Вернувшись, Лакме с ужасом замечает перемену в избраннике и в отчаянии решает отравить себя ядовитым цветком. Ее жених вновь поддается очарованию – и пьет с ней из чащи священную воду. Нилаканта, обнаружив Лакме и Джеральда вместе, хочет убить англичанина. Но дочь объявляет об их браке. Яд начинает действовать, девушка тихо умирает в объятиях своего возлюбленного.
Как минимум один фрагмент из оперы Лео Делиба «Лакме» знает каждый: когда две очаровательные индийские девушки, отправляясь за лотосами, запевают Цветочный дуэт, слушателей охватывает восторг узнавания. Как цветочная пыльца, эта обворожительная мелодия разлетелась по рекламным роликам и саундтрекам, но Делиб был щедр на ласкающие слух напевы, ни в чем не уступающие популярному хиту, и ради них стоит послушать оперу целиком. Помимо знаменитого Duo des fleurs, со сцены звучат пылкие дуэты-признания, проникновенные арии, загадочные хоровые моления, эффектные танцевальные мелодии баядерок и даже водевильные куплеты. Гвоздь оперы – немыслимо виртуозная ария Лакме с колокольчиками, требующая фантастически подвижного голоса и хрустально чистого интонирования на запредельно высоких нотах. Оркестр в «Лакме» великолепен: он то деликатно поддерживает солистов, то «поет» вместе с ними, то создает почти осязаемые образы упоительной южной природы, то разворачивает пеструю картину базарной толчеи. История любви британского офицера и дочери брамина заканчивается, по закону жанра, печально, и пусть особо чувствительные зрители смахнут в финале слезу – романтическая опера «Лакме» оставляет на редкость светлое впечатление.
В афишу Мариинского театра «Лакме» вернулась осенью 2020 года, когда состоялось ее концертное исполнение.
Важная информация :