Лакме. Опера Лео Делиба/ Lakmé. Opera by Leo Delibes. XXIX Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей»
12 +

Лакме. Опера Лео Делиба/ Lakmé. Opera by Leo Delibes. XXIX Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей»

Продолжительность
0 ч 02 мин
Описание

Мировая премьера: 14 апреля 1883 года, Комическая опера, Париж
Премьера в Мариинском театре: 6 декабря 1884 года, Императорская итальянская оперная труппа
Премьера постановки: 4 июля 2021 года

Дирижер – Кристиан Кнапп
Cостав исполнителей будет объявлен позднее

Музыка Лео Делиба
Либретто Эдмона Гондине и Филиппа Жиля

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик, художник-постановщик, художник по костюмам – Изабель Парсьо-Пьери
Художник по свету и видео – Пьер Дюпюэй
Хореограф – Александр Сергеев
Ответственный концертмейстер – Наталья Мордашова
Хормейстер – Павел Теплов
Репетитор по французскому языку – Ксения Клименко



Как минимум один фрагмент из оперы Лео Делиба «Лакме» знает каждый: когда две очаровательные индийские девушки, отправляясь за лотосами, запевают Цветочный дуэт, слушателей охватывает восторг узнавания. Как цветочная пыльца, эта обворожительная мелодия разлетелась по рекламным роликам и саундтрекам, но Делиб был щедр на ласкающие слух напевы, ни в чем не уступающие популярному хиту, и ради них стоит послушать оперу целиком. Помимо знаменитого Duo des fleurs, со сцены звучат пылкие дуэты-признания, проникновенные арии, загадочные хоровые моления, эффектные танцевальные мелодии баядерок и даже водевильные куплеты. Гвоздь оперы – немыслимо виртуозная ария Лакме с колокольчиками, требующая фантастически подвижного голоса и хрустально чистого интонирования на запредельно высоких нотах. Оркестр в «Лакме» великолепен: он то деликатно поддерживает солистов, то «поет» вместе с ними, то создает почти осязаемые образы упоительной южной природы, то разворачивает пеструю картину базарной толчеи. История любви британского офицера и дочери брамина заканчивается, по закону жанра, печально, и пусть особо чувствительные зрители смахнут в финале слезу – романтическая опера «Лакме» оставляет на редкость светлое впечатление.
В афишу Мариинского театра «Лакме» вернулась осенью 2020 года, когда состоялось ее концертное исполнение. Для постановки шедевра французской оперы театр пригласил француженку Изабель Парсьо-Пьери, которая выступает и как режиссер, и как сценограф спектакля.

АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Лео Делиба
Либретто Эдмона Гондине и Филиппа Жиля

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик, художник-постановщик, художник по костюмам – Изабель Парсьо-Пьери
Художник по свету и видео – Пьер Дюпюэй
Хореограф – Александр Сергеев
Ответственный концертмейстер – Наталья Мордашова
Хормейстер – Павел Теплов
Репетитор по французскому языку – Ксения Клименко

О СПЕКТАКЛЕ
Пленительный цветок французской романтической оперы, «Лакме» Лео Делиба остается на периферии оперного репертуара и многим известна лишь по знаменитому «Цветочному дуэту» и сопрановой Арии с колокольчиками. За пределами Франции ее сегодня ставят редко. «Лакме» – сокровище и гордость парижской Опера-комик, на сцене которой она впервые прозвучала 14 апреля 1883 года и после не сходила с подмостков 80 лет кряду.
Первой исполнительницей роли Лакме была американка Мария ван Зандт. Она же пела в следующем сезоне и на премьере «Лакме» в Петербурге (оперу поставила Императорская итальянская труппа). Оглушительный парижский дебют ван Зандт в опере «Миньон» Амбруаза Тома побудил драматурга Эдмона Гондине написать специально для нее новое произведение. Выбор пал на сюжет Пьера Лоти, моряка и автора приключенческих романов о героях из экзотических стран. На основе его романа «Рараю» Године вместе с другим оперным стихотворцем Филиппом Жилем сочинил либретто, которое и предложил Делибу – на тот момент уже автору популярных балетов «Коппелия» и «Сильвия».
Действие «Лакме» разворачивается в колониальной Индии конца XIX века. Пара возлюбленных, сопрано и тенор, – представители разных цивилизаций. Английский офицер Джеральд пленен красой жрицы Лакме, а Лакме – его пылкими речами. Однако, по законам романтизма, мечте сбыться не суждено: отравив себя ядовитым цветком, Лакме умирает в объятиях любимого. Сюжет в экзотическом антураже для французского музыкального театра был не нов: Делиб шел по стопам «Искателей жемчуга» Бизе, «Африканки» Мейербера, «Короля Лахорского» Массне, а если оглянуться на столетие раньше – «Галантных Индий» Рамо. Музыкальная материя «Лакме» соткана из нежнейшей, поэтичной кантилены и акварельного оркестра, который переливается изысканными красками и интонациями. Ариозо и дуэты главных героев окружают индуистские молитвы и церемонии, танцы баядерок, сцена торга. В первом действии компания любопытных европейцев тайком осматривает жилище жреца Нилаканты и ведет игривый спор о том, сходны или различны женщины всюду и всегда.
В роли индийской красавицы на сцену Опера-комик в разное время выходили Лили Понс, Мадо Робен, Мади Меспле, Натали Дессей, Сабин Девьель. Среди знаменитых русских певцов, выступавших в постановках «Лакме», – Антонина Нежданова, Леонид Собинов (Джеральд), Федор Шаляпин (Нилаканта), Елена Катульская, Ирина Масленникова, Валерия Барсова и др. В Мариинском театре после постановки Итальянской оперы 1884 года «Лакме» ставилась в 1903, 1916 и 1931 годах.

Исполняется на французском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)
__________________________________________________________________

World premiere: 14 April 1883, Opéra Comique, Paris
Premiere at the Mariinsky Theatre: 6 December 1884, the Imperial Italian Opera
Premiere of this production: 4 July 2021

PERFORMERS
Conductor: Christian Knapp
Cast to be announced
CREDITS
Music by Léo Delibes
Libretto by Edmond Gondinet and Philippe Gille

Musical Director: Valery Gergiev
Stage Director, Production Designer and Costume Designer: Isabelle Partiot-Pieri
Lighting Designer and Video Designer: Pierre Dupouey
Choreographer: Alexander Sergeev
Musical Preparation: Natalia Mordashova
Chorus Master: Pavel Teplov
French language coach: Ksenia Klimenko

SYNOPSIS
ABOUT THE PRODUCTION
A beguiling flower of French Romantic opera, Léo Delibes' Lakmé remains on the peripheries of the international operatic repertoire and is known to many thanks only to its famous Flower Duet and the soprano's Bell Song aria. Outside France, it is rarely staged today. Lakmé is the jewel in the crown and the pride of Paris' Opéra-Comique, where it was first performed on 14 April 1883 and where it went on to enjoy an unbroken run of some eighty years. The first performer of the role of Lakmé was the American Marie van Zandt. It was also she who appeared in the St Petersburg premiere of Lakmé the following season (the opera was staged by the Imperial Italian Company). Van Zandt's staggering debut in Paris in Ambroise Thomas' opera Mignon resulted in the playwright Edmond Gondinet's writing a new work especially for her. His choice fell on a plot by Pierre Loti, a sailor and author of adventure novels about heroes in exotic lands. Taking Loti's novel Rarahu as a basis, Gondinet and Philippe Gille, another poet of opera, produced a libretto which was presented to Delibes – the latter by that time having already composed the popular ballets Coppélia and Sylvia.
The plot of Lakmé unfolds in colonial India in the late 19th century. Two lovers, a soprano and a tenor, are representatives of two different civilisations. The British army officer Gérald is captivated by the beauty of the priestess Lakmé, while Lakmé is drawn to her fervent speech. However, in accordance with the laws of Romanticism, their dream is fated not to come true: having poisoned herself with a toxic flower, Lakmé dies in the arms of her beloved. The plot in exotic surroundings was nothing new for French musical theatre: Delibes was following in the footsteps of Bizet's Les Pêcheurs des perles, Meyerbeer's L'Africaine, Massenet's Le Roi de Lahore and, if one goes back a century more, by Rameau's Les Indes galantes. The musical material of Lakmé is woven from extremely tender and poetic cantilena and the watercolour orchestration, which flows with refined colours and intonations. The ariosos and duets of the protagonists are framed by Hindu prayers and ceremonies, dances of bayadères and a trading scene. In Act I a group of curious Europeans secretly observes the home of the priest Nilakantha and have a friendly wager as to whether women everywhere are always similar or whether they differ.
Over the years, at the Opéra-Comique the role of the Indian beauty has been sung by Lily Pons, Mado Robin, Mady Mesplé, Natalie Dessay and Sabine Devieilhe. Among acclaimed Russian singers to have appeared in productions of Lakmé are the names of Antonina Nezhdanova, Leonid Sobinov (as Gérald), Fyodor Chaliapin (as Nilakantha), Elena Katulskaya, Irina Maslennikova and Valeria Barsova. Following the Mariinsky Theatre's 1884 production by the Italian Opera, Lakmé was staged again in 1903, 1916 and 1931.

Performed in French (the performance will have synchronised Russian supertitles)

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург