И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, В.А. Моцарт, Ф. Мендельсон-Бартольди, Э. Григ
Лауреаты международных конкурсов
АНАСТАСИЯ БЫКОВА (орган)
СВЕТЛАНА БЕЛЯКОВА (сопрано)
(Москва)
В программе московских музыкантов Анастасии Быковой (орган) и Светланы Беляковой (сопрано) собрана коллекция яркой и популярной классической музыки. Прозвучат сочинения И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Ф. Мендельсона, Э. Грига и других композиторов.
Концерт откроет Токката ми мажор, написанная молодым Бахом около 1707 года в Арнштадте, под влиянием творчества старшего предшественника - знаменитого Д. Букстехуде. В цикле две фуги, первая из которых создана в технике двойной педали, когда две ноги играют одновременно.
И.Н. Ханф был северонемецким органистом и композитором эпохи барокко, он работал у епископа г.Любека. Его стиль нравился Букстехуде. Известно, что находясь в Гамбурге, Ханф в течение четырёх лет преподавал клавесин и композицию молодому Иоганну Маттезону - будущему композитору, теоретику и историку музыки. Сохранилось несколько сочинений Ханфа для органа - это 6-7 хоральных обработок. Будет исполнена одна из них - «О моём прекрасном Боге».
В органном наследии Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции - прелюдии (токкаты, преамбулы). По музыкальному строению и языку они схожи с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. В программе - Прелюдия, фуга и чакона до мажор.
Знаменитый Мендельсон-Бартольди в своём творчестве использовал богатый опыт немецкой органной школы, привнося в него лирико-романтические черты. Органные сонаты были написаны в 1844-1845 годах и посвящёны композитором своему другу - органисту Ф. Шлеммеру. Это своеобразная «антология» барочных жанров и форм. Здесь встречаются прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга. Прозвучит Соната ля мажор.
Л. Вьерн, проработав 37 лет на посту титулярного органиста собора Нотр-Дам в Париже, сочинил 6 Симфоний для органа. Его вдохновил новый тип инструмента, созданный органостроителем А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию органа. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Цикл «24 пьесы в фантастическом стиле» был написан Вьерном в 1926-1927 годах. Одно из самых популярных сочинений композитора из этого цикла - пьеса «Вестминстерские колокола». Это токката, музыка которой отличается особенной яркостью. Вьерн виртуозно сумел передать в ней колокольный перезвон.
Г.Ф. Гендель - один из великих композиторов эпохи барокко. Его дарование особенно ярко проявилось в операх и ораториях, написанных преимущественно на библейские и исторические сюжеты. Хоровое письмо Генделя имеет героически-возвышенный стиль, музыка лишена напыщенности и манерности. Прозвучат две арии Генделя.
Сюита «Пер Гюнт» - камерно-симфоническое музыкальное произведение, написанное Э. Григом к одноименной театральной пьесе Г. Ибсена. Изначально партитура состояла из пяти актов и содержала 26 музыкальных произведений. Но большая их часть была утрачена. 8 наиболее популярных частей входят в две оркестровые сюиты. Григ говорил: «Пер Гюнт» Ибсена «столько же национален, сколь гениален и глубок». Эти слова могут быть отнесены и к его музыке, основанной на норвежском фольклоре и тонко раскрывающей образы героев. Будет исполнена известная «Песня Сольвейг».
«Alleluja» - заключительная часть мотета «Ликуйте, радуйтесь» Моцарта, написанного для кастрата Венанцио Рауццини. Композитор восхищался техническим совершенством его исполнения. В наше время мотет обычно исполняется женским сопрано.
Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, известное как «Адажио Альбинони» - музыкальное произведение Ремо Джадзотто. Оно было впервые опубликовано в 1958 году. Джадзотто - итальянский композитор и музыковед. По его утверждению, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Альбинони, найденном им в 1945 году на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Так как пьеса стилистически отличается от произведений барокко вообще и Альбинони в частности, его считают безусловной мистификацией Джадзотто. Адажио в исполнении ансамбля музыкантов завершит вечер.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ми мажор, BWV 566
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Ария Альмирены «Lascia ch’io pianga» из оперы «Ринальдо»
Ария «How beautiful» из оратории «Мессия»
Алессандро Скарлатти (1659-1725)
Ария «Фиалки» из оперы-пастиччо «Причуды любви, или Розаура»
Иоганн Николаус Ханф (1663-1711)
Хоральная обработка «Auf meinen lieben Gott» («О моём прекрасном Боге»)
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия, фуга и чакона до мажор, BuxWV 137
Иоганн Себастьян Бах
Ария «Quia respexit» из Магнификата ре мажор, BWV 243
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
«Laudate Dominum» («Хвалите Господа») из Торжественной вечерни, KV 339
«Alleluja» из мотета «Exsultate, jubilate» («Ликуйте, радуйтесь»), KV 165
Феликс Мендельсон (1809-1847)
Соната ля мажор № 3, op.65:
Con moto maestoso - Andante tranquillo
Луи Вьерн (1870-1937)
«Вестминстерские колокола» из «24 пьес-фантазий», op.54, № 6
Эдвард Григ (1843-1907)
«Песня Сольвейг» из Сюиты «Пер Гюнт», op.52, № 4
Ремо Джадзотто (1910-1988)
Адажио соль минор