Описание
Концерт органной музыки
ЛЕСТНИЦА В НЕБО
Иоганн Себастьян Бах
Лауреат международных конкурсов
МАРИЯ ЛОБЕЦКАЯ
(орган, Санкт-Петербург)
Название программы концерта «Лестница в небо» петербургской органистки Марии Лобецкой неслучайно. В ней собраны произведения И.С. Баха, которые имеют определённую последовательность: их тональности выстроены по восходящей диатонической гамме, символизирующей «лестницу». Импульс всей программе задаёт Прелюдия до мажор, в которой всё движение построено на восходящих мотивах.
Прелюдия и фуга до мажор были написаны Бахом в Кётене. Это единственное органное сочинение, созданное композитором в этот период. Трёхдольный размер подчеркивает танцевальную природу прелюдии, а величественная фуга является замечательным образцом баховской полифонии.
Прелюдия и фуга ре мажор создана молодым композитором в 1709 году в Веймаре. Первые такты Прелюдии схожи с началом его клавирной Токкаты ре мажор, написанной годом позднее. Фуга напоминает ре-мажорную фугу И. Пахельбеля. Это яркий, виртуозный цикл, в котором исполнитель может проявить свои технические навыки и продемонстрировать возможности инструмента-оркестра.
Токкаты Баха отличаются небывалым прежде размахом формы, значительностью и глубиной содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой. Его творчество стало кульминационным пунктом развития старинной токкаты и обобщением всех её исторических тенденций. Бах создал 8 клавирных и 5 органных токкат.
Токката ми мажор написана молодым Бахом около 1707 года в Арнштадте, под влиянием творчества старшего предшественника - знаменитого Д. Букстехуде. В цикле две фуги, с интерлюдией между ними и постлюдией в конце. В грандиозной Токкате фа мажор мануальные эпизоды несколько раз перекликаются с педальными соло, соединяясь во второй части пьесы.
Прелюдия и фуга соль мажор - одно из самых виртуозных сочинений для органа Баха. Цикл создан в Лейпциге между 1724/25 годами. Прелюдия и фуга ля мажор написаны в Веймаре около 1716 года. Бравурная лаконичная прелюдия предваряет фугу, тема которой напоминает Allegro из кантаты № 152, сочинённую годом ранее. Она интересна трёхдольным размером с причудливым синкопированным ритмом.
Фуга си минор на тему Корелли была создана в Веймаре около 1709 года. Тема взята из 4-ой из 12-ти «Sonate da chiesa à tre» А. Корелли.
Строение Токкаты, Адажио и фуги до мажор Баха близко трёхчастному концерту и напоминает об А. Вивальди, который в своём творчестве утвердил этот жанр. Токката также состоит из трёх разделов: в первых двух виртуозные партии рук и ног выступают по отдельности, соединяясь в третьем. Адажио - один из ярких примеров мелодического дара Баха. За ним следует динамичная фуга.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547
Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532
Токката ми мажор, BWV 566
Токката и фуга фа мажор, BWV 540
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541
Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 536
Фуга си минор на тему Корелли, BWV 579
Токката, адажио и фуга до мажор, BWV 564
ЛЕСТНИЦА В НЕБО
Иоганн Себастьян Бах
Лауреат международных конкурсов
МАРИЯ ЛОБЕЦКАЯ
(орган, Санкт-Петербург)
Название программы концерта «Лестница в небо» петербургской органистки Марии Лобецкой неслучайно. В ней собраны произведения И.С. Баха, которые имеют определённую последовательность: их тональности выстроены по восходящей диатонической гамме, символизирующей «лестницу». Импульс всей программе задаёт Прелюдия до мажор, в которой всё движение построено на восходящих мотивах.
Прелюдия и фуга до мажор были написаны Бахом в Кётене. Это единственное органное сочинение, созданное композитором в этот период. Трёхдольный размер подчеркивает танцевальную природу прелюдии, а величественная фуга является замечательным образцом баховской полифонии.
Прелюдия и фуга ре мажор создана молодым композитором в 1709 году в Веймаре. Первые такты Прелюдии схожи с началом его клавирной Токкаты ре мажор, написанной годом позднее. Фуга напоминает ре-мажорную фугу И. Пахельбеля. Это яркий, виртуозный цикл, в котором исполнитель может проявить свои технические навыки и продемонстрировать возможности инструмента-оркестра.
Токкаты Баха отличаются небывалым прежде размахом формы, значительностью и глубиной содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой. Его творчество стало кульминационным пунктом развития старинной токкаты и обобщением всех её исторических тенденций. Бах создал 8 клавирных и 5 органных токкат.
Токката ми мажор написана молодым Бахом около 1707 года в Арнштадте, под влиянием творчества старшего предшественника - знаменитого Д. Букстехуде. В цикле две фуги, с интерлюдией между ними и постлюдией в конце. В грандиозной Токкате фа мажор мануальные эпизоды несколько раз перекликаются с педальными соло, соединяясь во второй части пьесы.
Прелюдия и фуга соль мажор - одно из самых виртуозных сочинений для органа Баха. Цикл создан в Лейпциге между 1724/25 годами. Прелюдия и фуга ля мажор написаны в Веймаре около 1716 года. Бравурная лаконичная прелюдия предваряет фугу, тема которой напоминает Allegro из кантаты № 152, сочинённую годом ранее. Она интересна трёхдольным размером с причудливым синкопированным ритмом.
Фуга си минор на тему Корелли была создана в Веймаре около 1709 года. Тема взята из 4-ой из 12-ти «Sonate da chiesa à tre» А. Корелли.
Строение Токкаты, Адажио и фуги до мажор Баха близко трёхчастному концерту и напоминает об А. Вивальди, который в своём творчестве утвердил этот жанр. Токката также состоит из трёх разделов: в первых двух виртуозные партии рук и ног выступают по отдельности, соединяясь в третьем. Адажио - один из ярких примеров мелодического дара Баха. За ним следует динамичная фуга.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547
Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532
Токката ми мажор, BWV 566
Токката и фуга фа мажор, BWV 540
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541
Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 536
Фуга си минор на тему Корелли, BWV 579
Токката, адажио и фуга до мажор, BWV 564