Программа международного комитета
Король Лир
Театр: Национальный Старый театр в Кракове (Польша, Краков)
Автор: Уильям Шекспир. Польский перевод – Леон Ульрих
Премьера: 19 декабря 2014 года
Язык: Польский, с русскими субтитрами
В спектакле Яна Кляты Король Лир – уже не отец, раздающий свое королевство дочерям. Действие перенесено в подземелья Ватикана, Лир – Папа Римский, передающий власть иерархам церкви.
«Возможно, на идею поставить «Лира в Ватикане» Кляту натолкнула та риторика любви, которая звучит в первой сцене – сцене раздела королевства – и которая так сродни излюбленным темам церковных проповедей. Однако дальнейшее погружение в тему открыло гораздо большее. Возможно, что, поместив действие в церковную среду, Клята всего лишь (хоть на самом деле это отнюдь немало) нащупал остатки той «цепи бытия», в которой ощущал себя средневековый человек; он восстановил важные связи, которые в сегодняшних прочтениях Шекспира воспринимаются или абстрактно, или подменяются связями совсем другими. Иерархия «церковной семьи» оказалась ближе шекспировскому духу, чем просто иерархия власти, через которую Шекспира привычно пытаются прочесть», – написала Наталья Якубова в «Независимой газете».
Этим спектаклем Клята задает фундаментальные вопросы о власти человека на земле, о возможности отречения от трона, данного по Божьему благословению, о духовном измерении кончины иерарха.
В феврале 2016 ушел из жизни исполнитель роли Лира, мастер польской сцены Ежи Гралек (1946-2016). С этого времени спектакль идет в измененной форме – сцены с участием Ежи Гралека демонстрируются в видеозаписи. «Камера работает в течение всего спектакля. Цифровые изображения проецируются на задник сцены. Узник в своей стеклянной клетке, медленно теряющий рассудок Лир обращает свой взор к небу. Что им движет? Желание простить и быть прощенным? Одиночество и отчаянье человека на грани срыва? Или все это вместе взятое понемногу?». Радикальное и трагическое изменение в структуре действия дало философии спектакля новое, еще более символическое измерение.
«Король Лир» Яна Кляты – глубокое и очень человечное размышление о старости и смерти.
Спектакль был показан в Театральной секции Биеннале 2016 года в Венеции.
Режиссер – Ян Клята
Участники:
Кшиштоф Завадский – Эдгар
Бартош Беленя – Эдмунд
Роман Ганцарчик – Глостер
Яцек Романовский – Гонерилья
Ясмина Полак – Корделия/ шут
Ежи Гралек – Лир (появляется на видео)
Богдан Бржиски – Освальд
Мичислав Грабка – Регана
Радослав Кржижовски – Кент
Сценография, костюмы, свет – Юстина Лаговска
Музыка – Джеймс Лейланд Кирби (The Caretaker)
Хореография – Мачко Прусак
Помощник сценографа – Катаржина Йезнах
Заведующий постановочной частью/ суфлер/ второй режиссер – Ивона Голебиовска
Спектакль идет без антракта.
Отзывы
Петр Вышомирски, Gazeta Świętojańska
«Без малейшего сомнения, лучшей постановкой всего фестиваля стал спектакль «Король Лир» Национального Старого театра в Кракове. Спектакль интригует и заставляет вновь обсуждать вопросы, на которые не дает ответа церковное сообщество. Что происходит с абсолютной властью и непогрешимостью, когда становится понятно, что властитель серьезно болен и что болезнь уже давно наносит ему непоправимый ущерб? Может ли непогрешимый Бог выйти на пенсию? И Бог ли это? Каким на самом деле был понтификат Иоанна Павла II, и почему мы не можем говорить об этом открыто? Спектакль ставит перед нами сложные вопросы о догме христианства и о смысле христианской веры».
Мирослав Баран, www.gdansk.pl
«В «Короле Лире» главную роль бравурно играет Ежи Гралек. Его Лир – усталый старик, одновременно и трагичный, и трогательный. Он больше не понимает и не принимает того зла, что окружает его».
Катаржина Очковска, Teatralia
«Верю ли я в Царя царей, Всевластного отца? Нет, не верю, потому что в это верить нельзя. Он и не король, и не отец, и не всесилен. Это история падения, неминуемого конца, беспомощности. Но несмотря на все это, в заключение приходишь к мысли, которая остается в твоей памяти как тянущая боль под ложечкой, как комок в горле. Как же красив этот конец света».