Описание
В основе программы концерта лежат выдающиеся органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха и его старших современников: Георга Муффата и Иоганна Готфрида Вальтера.
Георг Муффат – представитель южнонемецкой композиторской школы. Для его музыкального языка характерен синтез итальянских и французских традиций. Наиболее всего это прослеживается в сборнике «Apparatus musico-organisticus» – своеобразной учебно-исполнительской энциклопедии конца XVII века. Он включает в себя все существовавшие в то время украшения, технические трудности, а также формы органной музыки (токката, чакона, пассакалия и вариации). На концерте прозвучит Пассакалия in g – жанр, представляющий собой вариации на повторяющуюся тему.
Концерты си минор Вальтера и ля минор Баха являются органными переложениями опусов для струнных инструментов Антонио Вивальди. В обоих произведениях орган примеряет на себя роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов разных по звучанию.
Ведущими жанрами органного творчества Баха являются свободные сочинения (циклы прелюдий и фуг), а также многочисленные обработки хоралов. «Органная книжечка» (Orgelbüchlein) изначально была задумана как полный годовой цикл хоралов, порядок чередования которых соответствовал церковному песеннику. Но из 146 Бах завершил только 46 обработок и одну оставил в наброске. Хоральные прелюдии из «Органной книжечки» – скромные по масштабу, но глубокие по содержанию и полные музыкально-поэтической выразительности обработки.
Восемнадцать Лейпцигских хоралов, наоборот, выделяются своими масштабами и насыщенностью полифонического развития. Две обработки «Nun Komm der Heiden heiland» помогают понять, насколько изобретательно подходил Бах к этому жанру, наделяя каждую «прелюдию» индивидуальными и ярко узнаваемыми чертами.
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт соль мажор, BWV 592a (транскрипция концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского)
Tempo giusto
Grave
Presto
Георг Муффат (1653–1704)
Пассакалия in g из сборника Apparatus musico-organisticus
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия соль мажор, BWV 568
Две хоральные обработки:
Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 599 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»)
Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»
Иоганн Готфрид Вальтер (1664–1748)
Концерт си минор, LV 133 (транскрипция концерта ми минор RV 275 Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (транскрипция концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло)
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Tempo giusto
Adagio senza Pedale, ma due Claviere
Allegro
Георг Муффат – представитель южнонемецкой композиторской школы. Для его музыкального языка характерен синтез итальянских и французских традиций. Наиболее всего это прослеживается в сборнике «Apparatus musico-organisticus» – своеобразной учебно-исполнительской энциклопедии конца XVII века. Он включает в себя все существовавшие в то время украшения, технические трудности, а также формы органной музыки (токката, чакона, пассакалия и вариации). На концерте прозвучит Пассакалия in g – жанр, представляющий собой вариации на повторяющуюся тему.
Концерты си минор Вальтера и ля минор Баха являются органными переложениями опусов для струнных инструментов Антонио Вивальди. В обоих произведениях орган примеряет на себя роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов разных по звучанию.
Ведущими жанрами органного творчества Баха являются свободные сочинения (циклы прелюдий и фуг), а также многочисленные обработки хоралов. «Органная книжечка» (Orgelbüchlein) изначально была задумана как полный годовой цикл хоралов, порядок чередования которых соответствовал церковному песеннику. Но из 146 Бах завершил только 46 обработок и одну оставил в наброске. Хоральные прелюдии из «Органной книжечки» – скромные по масштабу, но глубокие по содержанию и полные музыкально-поэтической выразительности обработки.
Восемнадцать Лейпцигских хоралов, наоборот, выделяются своими масштабами и насыщенностью полифонического развития. Две обработки «Nun Komm der Heiden heiland» помогают понять, насколько изобретательно подходил Бах к этому жанру, наделяя каждую «прелюдию» индивидуальными и ярко узнаваемыми чертами.
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт соль мажор, BWV 592a (транскрипция концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского)
Tempo giusto
Grave
Presto
Георг Муффат (1653–1704)
Пассакалия in g из сборника Apparatus musico-organisticus
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия соль мажор, BWV 568
Две хоральные обработки:
Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 599 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»)
Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»
Иоганн Готфрид Вальтер (1664–1748)
Концерт си минор, LV 133 (транскрипция концерта ми минор RV 275 Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (транскрипция концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло)
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Tempo giusto
Adagio senza Pedale, ma due Claviere
Allegro