Премьера! «Как закалялась сталь».
Пьеса А.Букреевой по одноименному роману Николая Островского.
Режиссер - Анатолий Праудин
Сценография - з.д.и. России Алексей Порай-Кошиц
Роман «Как закалялась сталь« на долгие десятилетия стал манифестом и библией для молодых людей с горячим сердцем и желанием изменить мир к лучшему. Неслучайно писатель Андрей Платонов назвал книгу Николая Островского «наиболее человечным романом нашего времени». Островский стремился показать, как закалялись характеры первого поколения коммунистической молодежи, проходящего через разнообразные жизненные испытания и находящегося всегда впереди, на линии огня.
Авторы спектакля исследуют не сюжет истории революции, а сам замысел этой истории. На основе романа театр задает вопрос - что такое советская власть? Чем она стала для людей, которые могли преодолеть все мелкое и частное? В своем замысле и в своей первоначальной энергии эта история была для того, чтобы людей превратить в Людей с большой буквы. «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое», а это значит - прожить эту жизнь надо не для себя, а для других.
Спектакль пройдёт без антракта.
На удивление мне, людей пришло меньше четверти зала, я немного был в шоке. Сколько мы прошлые годы не ходили сюда, так мало народу не было никогда. Сразу появились мысли, может настолько плохой спектакль?!
Действо начинается спонтанно, когда в зале и свет то еще не выключили. Вышли актеры в образах экс-крестьян и стали перебирать деревянные носилки, если не ошибаюсь, что правильно их назвал. Собственно, весь спектакль был вокруг них, они были вместо стульев, пьедесталов и даже в образе железной дороги. Оригинальная режиссерская задумка, подобное и есть одна из театральных тонкостей.
Первые минут 15 спектакля были в виде эпилога про предреволюционную Россию. До появления эпизода с матросом я начал бояться, что весь спектакль будет таким не динамичным. Благо, народу мало и я сел в самый элитный 3-ий ряд. Да, спектакли просто божественно смотреть с первых рядов.
Дальше началось основное действие. Особо конкретного сюжета там нет, как понимаю и в самом произведении, сам не читал, к сожалению. Но посыл, идея ясны и четки. И в принципе, мне понравилось, как Праудин подал сам теоретический материал. И не так, что это выглядело бы чистой пропагандой советского строя. Была показана вся тягость того времени, трудности, соответственно, как закалялась сталь)). В отличии от режиссера спектакля в этом же театре "Сталин.Ночь", где вождь показан алкоголиком и тираном, ложь про великого человека навязывающаяся сегодняшнему поколению. Хотя спектакль с технически-режиссерской точки зрения интереснее и сильнее.
Забавная задумка с духовыми инструментами, рабочие на них играли с каждым разом все лучше и уверенней показывая, что даже низы общества царской России могут расти и учиться. Побольше бы музыкальной драматургии, мало ее было.
Напряжение к концу росло, но все же мне не хватило эмоциональности и живости в этой постановке не смотря на 3-ий ряд. Вообще давно известно и я так считаю, что спектакли здесь какие-то средненькие, вроде все то, да при этом что-то не то. Меня не увлекла актерская игра. Актеры играли как будто без желания, словно пришли не в театр, а в надоевший офис или цех. 3 актера, как минимум несколько раз заикнулись при чем довольно опытные артисты. Мне это резало слух. Питер, не рядовой театр все-таки. Ладно б, если это Рязань была и т.п. Не хватает некого художественного вдохновителя театру. Много где еще такие постановки, может дело в маленьких ЗП актеров, не слаженности коллектива. Искусство искусством, а...
Сила данной постановки в идее, это актуально и по сей день в нынешней капиталистической России, все как тогда, горстка людей управляет десятками миллионов. Именно по этому пусть и не многочисленная публика аплодировала стоя. СССР и социализм появился, потому что должен был появиться, старая система управления деградировала и сгнила. Сегодня аналогично, только народ пока глотает РАБство, к сожалению.
Не знаю, стоит ли идти на Анну Каренину в Балтийский дом или сделать перерывчик. Вроде много наметил спектаклей в этом театре, но без живости в лицах актеров не хочется идти. Вот бы Григория Козлова сюда поставить руководителем!
В финале дискуссии было предложено голосование, в ходе которого по старинной политической традиции, путём поднятия рук присутствующие в зале ответят на главный вопрос, который волнует наших граждан целый век: "Великая Русская Революция 1917 года - благо или зло для России?"