K-FEST 2024. Концерт органной музыки «Начало начал»
6 +

K-FEST 2024. Концерт органной музыки «Начало начал»

Описание
Первая страница «Хорошо темперированного клавира» – знаменитый титульный лист с полным названием сочинения и зашифрованным графическим обозначением «хорошей темперации», за которым следует до-мажорная прелюдия и фуга, – в этой программе выступает метафорической «первой страницей Баха». Ещё в XIX веке, на заре баховских исследований, музыковеды видели в до-мажорной прелюдии своеобразный «портал», точку торжественного входа в монументальный сборник; схожую роль она играет и в этом концерте. Всё, что произойдёт дальше, – причудливое Pedal-Exercitium, величественные хоральные обработки, драматическая Пассакалия, изящная и строгая органная соната BWV 525, – оказывается «под сенью» этого удивительного эпиграфа – изящного, лаконичного, простого и одновременно глубокого.

Незатейливая единообразная фактура метрически раскладываемых аккордов (восходящая к прелюдиям Фишера – непосредственного предшественника Баха на этой почве) стала одним из достаточно отчуждённых символов баховского творчества. Парадоксально, что именно эта пьеса, будучи при внешней простоте весьма требовательной к исполнителю, даёт представление о структуре раскладываемого на клавире аккорда или последовательности аккордов – с неизменным движением по нижнему голосу, смещением центра тяжести с фигураций на бас и отсутствием мелодической линии как таковой. Другая, не менее существенная сторона восприятия этой прелюдии напрямую связана с темперацией: безмятежное и благостное звучание «перебираемых струн» обусловлено акустически чистым звучанием до мажора, лишённым внутренних напряжений и как бы «раздвигающем пространство» за счёт соответствующего соотношения интервалов.

Исполнитель:
Юлия Глазкова (орган)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Прелюдия и фуга до мажор, BWV 846 из I тома «Хорошо темперированного клавира»

Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 550

Хоральная фантазия Christ lag in Todes Banden, BWV 718

Хоральная прелюдия Christ, unser Herr, zum Jordan kam, BWV 684 из сборника Clavierübung III

Трио-соната ми-бемоль мажор, BWV 525
  Allegro moderato
  Adagio
  Allegro

Pedal-Exercitium, BWV 598

Хоральная прелюдия O Mensch, bewein’ dein’ Sünde gross, BWV 622

Пассакалия до минор, BWV 582
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург