Описание
В центре этой программе – одно из наиболее развёрнутых и монументальных сочинений Джироламо Фрескобальди. Три органные мессы, озаглавленные как Fiori musicali, изначально создавались для сугубо литургического применения («цветочная» метафора здесь – указание на пышность музыкального сопровождения службы, или, в более строгом смысле, – на присутствие в ней органа в принципе). Для современников и потомков эта музыка зачастую выступала в роли совершенного образца полифонического письма, примера для изучения и подражания. Между частями мессы предполагалось исполнение того или иного григорианского хорала, однако, вопреки ожиданиям, Фрескобальди не указывает конкретные песнопения, предоставляя исполнителю возможность самостоятельно выбрать желаемый хорал.
Контрастным обрамлением мессы здесь становится танцевальная музыка, принадлежащая предшествующему поколению итальянских композиторов. Этот пласт раннеитальянского наследия, которому также отдал должное Фрескобальди, существенно освежает восприятие духовных сочинений и добавляет третью «опорную точку» к первым двум «столпам» итальянской традиции – полифонии и токкатам.
«Северные цветы» в этой программе – музыка Букстехуде, неочевидным образом перекликающаяся с итальянским наследием посредством жанров – пассакалии и чаконы. Изначально появившиеся в Италии, формы такого плана обрели на северной почве новое освещение, строгость и драматизм. Первоначальная идея вариаций на гармонический квадрат превратилась в вариации на линеаризированный бас, который, зачастую отграничиваясь от фактуры за счëт вынесения в педаль, становился в полном смысле фундаментом всего сочинения. Присущая чаконе спонтанность построения формы уступает здесь место целенаправленному движению к логической кульминации, создаваемому, как правило, за счёт постепенного «сгущения» фактуры.
Исполнитель:
Сергей Силаевский (орган)
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Чакона in e, BuxWV 160
Фуга in C alla Giga, BuxWV 174
Пассакалия in d, BuxWV 161
Прелюдия in g, BuxWV 149
Аноним (из сборника Т. Сузато)
Pass' e mezzo antico
Марко Факоли (c.1540–1585)
Napoletana
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Органная месса della Madonna из сборника Fiori musicali
Андреа Габриели (1533–1585)
Fantasia allegra
Джорджио Майнерио (1535–1582)
Pass' e mezzo 'della Paganina' e Gagliarda
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Pièce d'Orgue (Фантазия соль мажор), BWV 572
Контрастным обрамлением мессы здесь становится танцевальная музыка, принадлежащая предшествующему поколению итальянских композиторов. Этот пласт раннеитальянского наследия, которому также отдал должное Фрескобальди, существенно освежает восприятие духовных сочинений и добавляет третью «опорную точку» к первым двум «столпам» итальянской традиции – полифонии и токкатам.
«Северные цветы» в этой программе – музыка Букстехуде, неочевидным образом перекликающаяся с итальянским наследием посредством жанров – пассакалии и чаконы. Изначально появившиеся в Италии, формы такого плана обрели на северной почве новое освещение, строгость и драматизм. Первоначальная идея вариаций на гармонический квадрат превратилась в вариации на линеаризированный бас, который, зачастую отграничиваясь от фактуры за счëт вынесения в педаль, становился в полном смысле фундаментом всего сочинения. Присущая чаконе спонтанность построения формы уступает здесь место целенаправленному движению к логической кульминации, создаваемому, как правило, за счёт постепенного «сгущения» фактуры.
Исполнитель:
Сергей Силаевский (орган)
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Чакона in e, BuxWV 160
Фуга in C alla Giga, BuxWV 174
Пассакалия in d, BuxWV 161
Прелюдия in g, BuxWV 149
Аноним (из сборника Т. Сузато)
Pass' e mezzo antico
Марко Факоли (c.1540–1585)
Napoletana
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Органная месса della Madonna из сборника Fiori musicali
Андреа Габриели (1533–1585)
Fantasia allegra
Джорджио Майнерио (1535–1582)
Pass' e mezzo 'della Paganina' e Gagliarda
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Pièce d'Orgue (Фантазия соль мажор), BWV 572