Описание
Сочинения, которые прозвучат в этой программе, объединены общим графическим «бэкграундом»: все они дошли до наших дней в рукописях, обладающих теми или иными примечательными особенностями. Так, в лютневой книге Винченцо Капиролы нотная запись сопровождается многочисленными миниатюрами, разработанными весьма детально и напоминающими оформление средневековых рукописей. Оксфордский манускрипт обращает на себя внимание пышными, притягивающими взгляд инициалами, украшенными орнаментом, книга миледи Невелл – выписанным в красках гербом на первой странице.
Ренессансные манускрипты, богато украшенные затейливыми миниатюрами – в духе своей «универсальной» эпохи, где на одной странице могли сочетаться несколько видов искусства, – сопоставляются здесь с барочными – более скромно оформленными, но порой весьма примечательными с точки зрения графики нотной записи.
Так, Боэнский манускрипт – один из первых и ключевых источников, где мы встречаем специфический тип записи импровизационных форм – неметризованных прелюдий: в отличие от итальянской токкаты, записываемой более буквально (и, с другой стороны, предполагающей преодоление этой буквальности), французы предпочитали вовсе избегать каких-либо метрических и ритмических указаний. Такая запись предоставляла исполнителю возможность не столько «расшифровать» имеющийся текст, сколько в буквальном смысле заново создать его, ориентируясь на немногие зафиксированные элементы – гармоническую фабулу и отдельные моменты голосоведения, которые играли роль своеобразного «конспекта» для играющего.
Исполнители:
Константин Щеников-Архаров (лютня)
Андрей Коломийцев (клавесин)
В программе:
Из Vincenzo Capirola MS:
Padouana descorda
La vilanela
Recercare
Spagna prima
Из Pesaro MS:
Bassadanza
Fortuna Desperata
Из Thibault MS:
Pavana Regia – Saltarello – Piva
Из Oxford 213 MS:
Adieu mes tres belles amours (Binchous)
Amour, Venez mon coer resconforter (Anonym)
Les Tres Doulx Yeaux (Binchois)
Amour er Souvenir de Celle (Binchois)
Из Manuscrit Bauyn / Parville:
Жак Шампьон де Шамбоньер (1601/2–1672)
Сюита пьес для клавесина in C:
Allemande
Courante
Courante
Sarabande grave
Gigue
Из My Ladye Nevells Booke (British Library MS Mus. 1591):
Уильям Бёрд (1543/44–1623)
My Ladye Nevells Grownde
Из Manuscrit Bauyn / Parville:
Луи Куперен (1626–1661)
Сюита пьес для клавесина in а:
Prélude à l’imitation de Mr. Froberger
Allemande l’Amiable
Courante
Sarabande
La Piémontoise
Ренессансные манускрипты, богато украшенные затейливыми миниатюрами – в духе своей «универсальной» эпохи, где на одной странице могли сочетаться несколько видов искусства, – сопоставляются здесь с барочными – более скромно оформленными, но порой весьма примечательными с точки зрения графики нотной записи.
Так, Боэнский манускрипт – один из первых и ключевых источников, где мы встречаем специфический тип записи импровизационных форм – неметризованных прелюдий: в отличие от итальянской токкаты, записываемой более буквально (и, с другой стороны, предполагающей преодоление этой буквальности), французы предпочитали вовсе избегать каких-либо метрических и ритмических указаний. Такая запись предоставляла исполнителю возможность не столько «расшифровать» имеющийся текст, сколько в буквальном смысле заново создать его, ориентируясь на немногие зафиксированные элементы – гармоническую фабулу и отдельные моменты голосоведения, которые играли роль своеобразного «конспекта» для играющего.
Исполнители:
Константин Щеников-Архаров (лютня)
Андрей Коломийцев (клавесин)
В программе:
Из Vincenzo Capirola MS:
Padouana descorda
La vilanela
Recercare
Spagna prima
Из Pesaro MS:
Bassadanza
Fortuna Desperata
Из Thibault MS:
Pavana Regia – Saltarello – Piva
Из Oxford 213 MS:
Adieu mes tres belles amours (Binchous)
Amour, Venez mon coer resconforter (Anonym)
Les Tres Doulx Yeaux (Binchois)
Amour er Souvenir de Celle (Binchois)
Из Manuscrit Bauyn / Parville:
Жак Шампьон де Шамбоньер (1601/2–1672)
Сюита пьес для клавесина in C:
Allemande
Courante
Courante
Sarabande grave
Gigue
Из My Ladye Nevells Booke (British Library MS Mus. 1591):
Уильям Бёрд (1543/44–1623)
My Ladye Nevells Grownde
Из Manuscrit Bauyn / Parville:
Луи Куперен (1626–1661)
Сюита пьес для клавесина in а:
Prélude à l’imitation de Mr. Froberger
Allemande l’Amiable
Courante
Sarabande
La Piémontoise