Описание
Концерт органной музыки
ХРАНИТЕЛИ ЭПОХ
Д. Букстехуде, Г. Бём, И. Пахельбель, Г.Ф. Гендель, И.С. Бах, Л. Боэльман, К. Дженкинс
Лауреат международных конкурсов
НИКОЛАЙ БРОНЗОВ
(орган, Санкт-Петербург)
Программа петербургского органиста Николая Бронзова включает в себя сочинения знаменитых композиторов разных стилей и эпох.
Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. В наследии Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции - прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров. Концерт откроет Прелюдия соль минор.
Современник И.С. Баха Г. Бём, творчество которого великий мастер любил и изучал, был основоположником и первым классиком жанра хоральной партиты, предназначенного для домашнего музицирования. Это произведение, состоящее из нескольких вариаций на мелодию хорала. В программе концерта Партита Бёма «О, как ничтожны, о, как мимолетны дни человеческие».
А. де Кабесон - испанский композитор и органист. Почти всё творческое наследие Кабесона - произведения для органа (около 275 пьес). В них отражается влияние музыки нидерландских полифонистов, а также местной светской музыкальной традиции. Для светской инструментальной музыки Кабесона характерны вариации и тьенто (разновидность органной фантазии с использованием имитационной полифонии). Музыковеды полагают, что благодаря непревзойдённому искусству импровизации Кабесона, вариации получили широкое распространение в Западной Европе.
Г.Ф. Гендель - одна из крупнейших фигур эпохи барокко. Основой для создания Концертов для органа с оркестром стали импровизации, исполнявшиеся Генделем в антрактах собственных ораторий. Особенностью этого жанра является сочетание лёгкости, доступности восприятия с пышностью, монументальностью, праздничностью звучания.
Концерт ля минор А. Вивальди, обработанный для органа И.С. Бахом - трёхчастное сочинение. Крайние части увлекают своей огненной энергией, в них проявляется неутомимая жажда жизни. Средняя часть - контрастна им, это лиричная песня. Будет исполнено Allegro из Органного концерта фа мажор.
Л.-К. Дакен - знаменитый французский органист, клавесинист и композитор, ученик Луи Маршана. Дакен всю жизнь работал органистом в разных церквях, с 1755 года - в Соборе Парижской Богоматери, был виртуозом и блестящим импровизатором. Произведения Дакена написаны в стиле рококо, им присущи утончённость, галантность, сентиментальность. Прозвучит знаменитое рондо «Кукушка».
Творчество И. Пахельбеля - одна из вершин южнонемецкой органной музыки периода барокко. При жизни наибольшую известность приобрели именно его органные произведения (более 200). Будет исполнен Канон ре мажор.
Четырёхчастная «Готическая сюита» французского романтика Л. Боэльмана была создана в 1895 году. Эта яркая романтическая фантазия до сих пор является одним из наиболее исполняемых органных произведений композитора. В программе концерта - две части из Сюиты.
В переложении для органа прозвучит Agnus Dei из оратории «Вооружённый человек: Месса мира» К. Дженкинса. «Месса мира» - это антивоенное произведение, основанное на католической мессе, которую Дженкинс объединяет с другими источниками: например, народной песней XV века «L’homme armé» («Вооружённый человек»), давшей название всему произведению.
В заключение концерта - знаменитая Токката и фуга ре минор. Отдельные музыковеды оспаривают авторство Баха, а некоторые считают Токкату и фугу аутентичным баховским сочинением, созданным в ранний период творчества. Произведение предположительно написано в Арнштадте между 1703-1707 гг. Не будет преувеличением назвать Токкату и фугу ре минор самым популярным произведением для органа.
Программа концерта:
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия соль минор, BuxWV 149
Георг Бём (1661-1733)
Хоральная партита «Ach, wie nichtig, ach, wie flüchtig»
(«О, как ничтожны, о, как мимолетны дни человеческие»)
Антонио де Кабесон (1510-1566)
«Dic nobis Maria» («Скажи нам, Мария»)
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Allegro из Органного концерта фа мажор, op. 4 No. 4, HWV 292
Антонио Вивальди (1678-1741) - Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Largo из Концерта ля минор, BWV 596/2
Луи Клод Дакен (1694-1772)
«Le Coucou» (рондо «Кукушка»)
Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Канон ре мажор, P.37
Леон Боэльман (1862-1897)
Молитва Богоматери и Токката из «Готической Сюиты», ор.25
Карл Уильям Памп Дженкинс (1944*)
Agnus Dei из оратории «Вооружённый человек: Месса мира»
Иоганн Себастьян Бах
Токката и фуга ре минор, BWV 565
ХРАНИТЕЛИ ЭПОХ
Д. Букстехуде, Г. Бём, И. Пахельбель, Г.Ф. Гендель, И.С. Бах, Л. Боэльман, К. Дженкинс
Лауреат международных конкурсов
НИКОЛАЙ БРОНЗОВ
(орган, Санкт-Петербург)
Программа петербургского органиста Николая Бронзова включает в себя сочинения знаменитых композиторов разных стилей и эпох.
Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. В наследии Букстехуде ведущую роль занимают свободные композиции - прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров. Концерт откроет Прелюдия соль минор.
Современник И.С. Баха Г. Бём, творчество которого великий мастер любил и изучал, был основоположником и первым классиком жанра хоральной партиты, предназначенного для домашнего музицирования. Это произведение, состоящее из нескольких вариаций на мелодию хорала. В программе концерта Партита Бёма «О, как ничтожны, о, как мимолетны дни человеческие».
А. де Кабесон - испанский композитор и органист. Почти всё творческое наследие Кабесона - произведения для органа (около 275 пьес). В них отражается влияние музыки нидерландских полифонистов, а также местной светской музыкальной традиции. Для светской инструментальной музыки Кабесона характерны вариации и тьенто (разновидность органной фантазии с использованием имитационной полифонии). Музыковеды полагают, что благодаря непревзойдённому искусству импровизации Кабесона, вариации получили широкое распространение в Западной Европе.
Г.Ф. Гендель - одна из крупнейших фигур эпохи барокко. Основой для создания Концертов для органа с оркестром стали импровизации, исполнявшиеся Генделем в антрактах собственных ораторий. Особенностью этого жанра является сочетание лёгкости, доступности восприятия с пышностью, монументальностью, праздничностью звучания.
Концерт ля минор А. Вивальди, обработанный для органа И.С. Бахом - трёхчастное сочинение. Крайние части увлекают своей огненной энергией, в них проявляется неутомимая жажда жизни. Средняя часть - контрастна им, это лиричная песня. Будет исполнено Allegro из Органного концерта фа мажор.
Л.-К. Дакен - знаменитый французский органист, клавесинист и композитор, ученик Луи Маршана. Дакен всю жизнь работал органистом в разных церквях, с 1755 года - в Соборе Парижской Богоматери, был виртуозом и блестящим импровизатором. Произведения Дакена написаны в стиле рококо, им присущи утончённость, галантность, сентиментальность. Прозвучит знаменитое рондо «Кукушка».
Творчество И. Пахельбеля - одна из вершин южнонемецкой органной музыки периода барокко. При жизни наибольшую известность приобрели именно его органные произведения (более 200). Будет исполнен Канон ре мажор.
Четырёхчастная «Готическая сюита» французского романтика Л. Боэльмана была создана в 1895 году. Эта яркая романтическая фантазия до сих пор является одним из наиболее исполняемых органных произведений композитора. В программе концерта - две части из Сюиты.
В переложении для органа прозвучит Agnus Dei из оратории «Вооружённый человек: Месса мира» К. Дженкинса. «Месса мира» - это антивоенное произведение, основанное на католической мессе, которую Дженкинс объединяет с другими источниками: например, народной песней XV века «L’homme armé» («Вооружённый человек»), давшей название всему произведению.
В заключение концерта - знаменитая Токката и фуга ре минор. Отдельные музыковеды оспаривают авторство Баха, а некоторые считают Токкату и фугу аутентичным баховским сочинением, созданным в ранний период творчества. Произведение предположительно написано в Арнштадте между 1703-1707 гг. Не будет преувеличением назвать Токкату и фугу ре минор самым популярным произведением для органа.
Программа концерта:
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия соль минор, BuxWV 149
Георг Бём (1661-1733)
Хоральная партита «Ach, wie nichtig, ach, wie flüchtig»
(«О, как ничтожны, о, как мимолетны дни человеческие»)
Антонио де Кабесон (1510-1566)
«Dic nobis Maria» («Скажи нам, Мария»)
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Allegro из Органного концерта фа мажор, op. 4 No. 4, HWV 292
Антонио Вивальди (1678-1741) - Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Largo из Концерта ля минор, BWV 596/2
Луи Клод Дакен (1694-1772)
«Le Coucou» (рондо «Кукушка»)
Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Канон ре мажор, P.37
Леон Боэльман (1862-1897)
Молитва Богоматери и Токката из «Готической Сюиты», ор.25
Карл Уильям Памп Дженкинс (1944*)
Agnus Dei из оратории «Вооружённый человек: Месса мира»
Иоганн Себастьян Бах
Токката и фуга ре минор, BWV 565