Концерт органной музыки «Грани органа»
6 +

Концерт органной музыки «Грани органа»

Описание

Прямая связь различных этапов развития органной музыки, невидимые мосты между удалëнными друг от друга эпохами – один из уникальных феноменов этого культурного пласта. Придя на оркестровый концерт, где в одной программе исполнялась бы музыка конца XVII века и музыка второй половины XIX века, мы могли бы испытать от их сопоставления серьёзный когнитивный диссонанс. Приходя же на органный концерт, где в одной программе звучат Букстехуде и Райнбергер, мы воспринимаем их соседство как нечто гораздо более естественное. Вдали от музыкальных «флагманов» романтической эпохи – фортепиано и оркестра – органная музыка развивалась своими собственными неисповедимыми путями, парадоксальным образом не создающими непримиримых конфликтов с эстетикой барочного органного репертуара.

Йозеф Райнбергер был одним из самых плодовитых композиторов немецкого органного романтизма. Его перу принадлежат 20 органных сонат, 12 «характерных пьес» для органа, два органных концерта, многочисленные сочинения в трио-фактуре. Музыкант-консерватор, воспринимаемый как «школяр» в эпоху революционных идей Листа и Вагнера, Райнбергер стремился глубоко изучать артефакты ушедших эпох: об этом красноречиво говорит сборник из 12 фугетт "strengen Stils". Органные сонаты, непосредственно продолжающие мендельсоновские наработки, несут в себе восхитительный баланс старого и нового – романтический музыкальный язык, в глазах простого слушателя ассоциирующийся со стилистикой Брамса, получает жизнь в заново переосмысленных барочных формах.

Баховские сочинения, представленные в концерте – одни из тех, к которым протягивается романтическая нить. Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что хорал Schmücke dich, o liebe Seele и прелюдия и фуга BWV 543 нередко звучали в концертах немецких органистов XIX века, таких как Феликс Мендельсон; даже не зная этого, мы вполне можем догадаться, что они послужили отправной точкой для многих немецких органных идей начала романтизма.

Исполнитель:
Светлана Фурник (орган)

В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Ciacona in c, BuxWV 159

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная обработка Schmücke dich, o liebe Seele из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», BWV 654
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543

Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901)
Импровизация

Сезар Франк (1822–1890)
Фантазия ля мажор, FWV 35

Вольфганг Амадей Моцарт (1761–1791)
Allegro in g, KV 312

Йозеф Габриэль фон Райнбергер
Пассакалия из сонаты No. 8, ор. 132

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург