Описание
«Начало музыки» в этой программе представляет Генрих Шайдеман – один из основоположников северонемецкой органной школы и один из первых немецких композиторов, посвятивших своё творчество почти исключительно органу. К той же северной традиции принадлежит Иоганн Николаус Ханфф, чей жизненный путь пришёлся на рубеж XVII–XVIII веков; стиль Ханффа, близкий стилю Букстехуде, способен дать нам исчерпывающее представление об органном языке Северной Германии этого периода.
Прелюдия и фуга BWV 548, помещëнная в центр программы, относится к числу наиболее масштабных сочинений И. С. Баха в подобном жанре: монументальность её архитектурной формы сочетается с исключительным драматическим накалом и риторической насыщенностью. Тема фуги, основанная на хроматическом «расхождении» двух пластов скрытого двухголосья, вызывает ассоциации с аналогичной темой Николауса Брунса; вместе с тем, в отличие от него Бах обостряет хроматизм до максимально возможного предела – и возводит на фундаменте получившейся темы колоссальное строение.
Своеобразной тональной «рифмой» к ней в этой программе служит соната Августа Готтфрида Риттера – одно из четырёх сочинений композитора в этом жанре, столь же монументальном для своей эпохи. Органные сонаты писали такие композиторы, как Мендельсон, Райнбергер, Ройбке; каждый из них воплощал собственное видение этого нового жанра, экспериментируя с формой (трактовка её была весьма свободной и не предполагала тех или иных облигатных разделов) и содержанием, которое, как правило, представляло собой захватывающий диалог романтических тенденций и барочного образа, служившего для них «путеводной звездой». Романтически переосмысленные интонации из органного наследия Баха и почти буквальные цитаты, изобилие фигур, косвенно восходящих к элементам барочной риторики, обращение к полифоническим жанрам и продолжение фактурных идей, знакомых нам по немецкой органной музыке добаховского времени – всё это было столь же полноправной частью романтического органного дискурса, как и его «симфонические» черты фактуры и формы, взятые из других музыкальных сфер этого времени.
Исполнитель:
Анна Калинкина (орган)
В программе:
Генрих Шайдеманн (1596–1663)
Magnificat VI Toni
Иоганн Николаус Ханф (1663–1711)
Хоральные обработки:
Ach Gott, vom Himmel sieh darein
Ein feste Burg ist unser Gott
Wär Gott nicht mit uns diese Zeit
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
Йозеф Габриэль фон Рейнбергер (1839–1901)
Vision, op. 156 №5
Duett, op.156 №6
Август Готфрид Риттер (1811–1885)
Соната №2 ми минор, op. 19
Прелюдия и фуга BWV 548, помещëнная в центр программы, относится к числу наиболее масштабных сочинений И. С. Баха в подобном жанре: монументальность её архитектурной формы сочетается с исключительным драматическим накалом и риторической насыщенностью. Тема фуги, основанная на хроматическом «расхождении» двух пластов скрытого двухголосья, вызывает ассоциации с аналогичной темой Николауса Брунса; вместе с тем, в отличие от него Бах обостряет хроматизм до максимально возможного предела – и возводит на фундаменте получившейся темы колоссальное строение.
Своеобразной тональной «рифмой» к ней в этой программе служит соната Августа Готтфрида Риттера – одно из четырёх сочинений композитора в этом жанре, столь же монументальном для своей эпохи. Органные сонаты писали такие композиторы, как Мендельсон, Райнбергер, Ройбке; каждый из них воплощал собственное видение этого нового жанра, экспериментируя с формой (трактовка её была весьма свободной и не предполагала тех или иных облигатных разделов) и содержанием, которое, как правило, представляло собой захватывающий диалог романтических тенденций и барочного образа, служившего для них «путеводной звездой». Романтически переосмысленные интонации из органного наследия Баха и почти буквальные цитаты, изобилие фигур, косвенно восходящих к элементам барочной риторики, обращение к полифоническим жанрам и продолжение фактурных идей, знакомых нам по немецкой органной музыке добаховского времени – всё это было столь же полноправной частью романтического органного дискурса, как и его «симфонические» черты фактуры и формы, взятые из других музыкальных сфер этого времени.
Исполнитель:
Анна Калинкина (орган)
В программе:
Генрих Шайдеманн (1596–1663)
Magnificat VI Toni
Иоганн Николаус Ханф (1663–1711)
Хоральные обработки:
Ach Gott, vom Himmel sieh darein
Ein feste Burg ist unser Gott
Wär Gott nicht mit uns diese Zeit
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
Йозеф Габриэль фон Рейнбергер (1839–1901)
Vision, op. 156 №5
Duett, op.156 №6
Август Готфрид Риттер (1811–1885)
Соната №2 ми минор, op. 19