Органный концерт «Грани Барокко»
6 +

Органный концерт «Грани Барокко»

Описание

И. Пахельбель, И.С. Бах, А. Вивальди

Лауреат международных конкурсов
НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА
и её ученики:
АЛЁНА ЖИЛИНА
ЕГОР КАЗАКОВ
АЛЕКСЕЙ МИРОНЕНКО
МАРИЯ ПОЛЯКОВА
ТАТЬЯНА СВАРОВСКАЯ
СВЕТЛАНА ТЕРЕШКОВА
Лауреат международных конкурсов
НИКОЛАЙ БРОНЗОВ
(орган, Санкт-Петербург)

В концерте класса петербургской органистки Натальи Михайловой прозвучат сочинения знаменитых композиторов эпохи барокко - И.С. Баха, И. Пахельбеля и А. Вивальди. Концерт откроет энергичная «Дорийская» Токката ре минор Баха. В её характере преобладает мужественное начало. Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый из них был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств.

Хоральные органные обработки Баха - это камерный жанр, в котором он раскрывает мир лирических образов - возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. Знаменитый исследователь его жизни и творчества А. Швейцер назвал цикл из 46 хоралов «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». Каждая из миниатюр - совершенный с точки зрения техники и стиля образец барочной органной музыки. Прозвучат два сочинения из этого цикла, в том числе знаменитый хорал, который А. Тарковский включил в свой фильм «Солярис».

Прелюдия и фуга до минор были сочинены Бахом в юные годы в Арнштадте, где он работал в церкви св.Бонифация в 1703-1707 гг. Цикл «8 Маленьких прелюдий и фуг» был написан в Веймаре в 1710 году. Есть версия, что его автором мог быть ученик Баха И.Л. Кребс.

Оркестровые сюиты (или увертюры, как их называл сам Бах) относятся к популярнейшим произведениям симфонического репертуара. В них композитор следовал традициям старинной немецкой партиты XVII столетия, а также использовал богатый опыт французской инструментальной школы. В Сюитах проявился удивительный синтез народности и галантного светского стиля. Будет исполнена Ария из Оркестровой сюиты № 3.

Прозвучат два виртуозных концерта: переложенные Бахом для органа оркестровые сочинения Вивальди. Каждый из них имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом.
Пахельбель создал около 100 фуг на темы Магнификата. Магнификат - славословие Деве Марии. Наибольшее распространение в традиционном богослужении получил распев Магнификата на 8 псалмовых тонов (мелодических моделей). В программе концерта - 4 фуги на тему Магнификата VI тона.

В 1699 году Пахельбель опубликовал сборник «Hexachordum Apollinis» («Гексахорд Аполлона»), который считается шедевром. Он содержит 6 тем с вариациями в шести тональностях (отсюда метафорическое название «гексахорд»). Произведения можно исполнять как на клавесине, так и на органе. Прозвучит Ария IV и 6 вариаций соль минор.

Пахельбелем написаны шесть Чакон, которые демонстрируют искусное владение композитором вариационной формой. Их темы очень мелодичны, музыкальный язык отличается ясностью и прозрачностью фактуры, а противосложения обладают рельефностью графики. Будет исполнена Чакона ре минор - творение зрелого мастера, отличающееся строгим тематическим и тональным единством. Её особенностью является 8-тактная остинатная (повторяющаяся) тема в партии педали. 16 вариаций на неё удивляют изобретательностью развития. По ряду структурных и мелодических деталей сочинение приближается к знаменитой Пассакалии Баха.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката («Дорийская»), BWV 538/1
Иоганн Пахельбель (1653-1706)
4 фуги на тему Магнификата VI тона, P.331, 330, 332, 326
Ария IV и 6 вариаций соль минор
из сборника «Hexachordum Apollinis» («Гексахорд Аполлона»), P.196
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия до минор, BWV 549/1
Две хоральные прелюдии из «Органной книжечки»:
«Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»), BWV 599
«Ich ruf` zu Dir, Herr Jesu Christ» («Я взываю к тебе, Господь Иисус Христос»), BWV 639
Прелюдия до мажор из сборника «8 Маленьких прелюдий и фуг», BWV 553/1
Антонио Вивальди (1678-1741) - Иоганн Себастьян Бах  
Концерт ре минор, BWV 596:
(Allegro). Grave. Fuga - Largo e spicсato - Finale
Иоганн Пахельбель
Чакона ре минор, P.41
Иоганн Себастьян Бах
Ария из Оркестровой cюиты № 3, BWV 1068
Антонио Вивальди - Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593:
Tempo giusto - Adagio - Allegro

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург